Адаптация детей при поступлении в дошкольное образовательное учреждение

Макарова Елизавета Эрнгольдовна

Квасова Любовь Алексеевна

МАДОУ №239 г. Кемерово Кемеровской области-Кузбасса

 

Каждый год большое число детей впервые приходит в детский сад. Многие с трудом переносят даже временную разлуку с близкими, изменение условий жизни, привычек. Травма, наносимая нервной системе ребенка в период его привыкания к детскому учреждению, может иметь долговременные последствия. Поэтому проблема правильной организации периода адаптации детей при поступлении их в детское учреждение приобретает большое социальное и педагогическое значение.

Живя в семье, ребенок привыкает к определённым условиям, но когда он приходит в детский сад, условия для него резко меняются. Для того чтобы избежать осложнений в период адаптации необходимо, чтобы этот процесс проходил поэтапно.

На первом этапе подготовки малышей в детский сад начинается со сбора педагогом информации о потенциальных воспитанниках. Во время первой встречи с ребенком и родителями психолог ДОУ проводит консультацию и диагностику – исследует развитие социальных навыков ребенка и определяет особенности семейного воспитания. Общаясь с ребенком, психолог наблюдает, как малыш адаптируется к новой ситуации. Поведение ребенка в кабинете демонстрирует модель его типичного поведения по освоению нового пространства и установления отношений с новыми людьми. Ребенок всем своим поведением покажет, как он будет осваиваться в группе. Именно здесь можно увидеть проблемы малыша, но для этого нужно быть хорошим наблюдателем.

Диагностика развития социальных навыков ребенка проходит в два этапа.

1 этап – обеспечение эмоциональной безопасности ребенка, установление доверительных отношений.

2 этап – исследование развития социальных навыков.

Для определения готовности детей к поступлению в детский сад и прогноза адаптации применяются психолого-педагогические параметры, которые объединены в три блока: поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей; нервно-психическое развитие; черты личности.

С опорой на эти блоки составляется карта готовности ребенка к поступлению в детский сад, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы. Анализируя ответы родителей, и используя метод диагностики, делается прогноз адаптации ребенка к новым условиям жизни в дошкольном учреждении, определяются проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, и даются рекомендации по подготовке детей. У родителей остается время, чтобы помочь малышу без особых трудностей перейти от одних условий жизни к другим. Значительно снизить напряженность острого периода адаптации педагоги детского сада пытаются за счет выполнения нескольких правил: индивидуальный подход к каждой семье и своевременное информирование всех заинтересованных сторон.

Проводя беседы с родителями будущих воспитанников детского сада, педагог должен раскрыть основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность. Он может показать характерные ошибки, дать советы, как отучить малыша от нежелательных привычек, раскрыть значение своевременного формирования необходимых навыков и полезных привычек для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в адаптационный период

Знакомясь, с каждым ребенком своей группы до его поступления в детский сад, воспитатель узнает особенности его развития и поведения, и если необходимо, вносит коррективы в форме совета и убеждения родителей.

И дальнейшая работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы снять их тревоги, убедить в том, что в отношении их ребёнка будут проявлять заботу, любить, знакомить с групповой комнатой, приучать к режиму, знакомить с играми, игрушками. Обязательно совместно с родителями необходимо выработать для ребёнка щадящий режим. Родители могут ознакомиться с организацией жизни детей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации.

Второй этап подготовки ребёнка к жизни в детском саду – знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада, и формы работы, на этом этапе следующие: индивидуальные консультации для родителей, проведение совместных прогулок неорганизованных детей с детьми группы, проведение открытых праздников, знакомство родителей с соответствующей литературой. Главное на этом этапе – это привыкание малыша к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша. На первой неделе посещения дошкольного учреждения ребёнок приходит в сад накормленным, и остаётся в саду непродолжительное время. Если ребёнок приходит в сад в хорошем настроении, то можно предложить родителям оставить его на 2-3 часа. За это время он осваивает новые помещения, знакомится со взрослыми (педагогами) и другими детьми. Постепенно время пребывания в детском саду следует увеличивать до обеда, желательно чтобы в это время за ребенком приходили родители, помогали ребенку раздеться после обеда, и он обедал в их присутствии. К концу третьей недели ребенка можно оставлять на дневной сон, педагог должен заранее настроить на это ребенка, после дневного сна ребёнку важно показать, что его пробуждение сопровождается радостью со стороны педагога. Л. Пыжьянова и Р. Калинина, считают, при организации жизни детей, впервые поступивших в детский сад, основная задача педагога, это создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе, способствующей формированию у ребенка положительной установки и желания идти в детский сад.

Обобщая принципы работы по адаптации детей к условиям ДОУ, можно выделить следующие:

  1. Постепенное заполнение групп (прием 2-3 малышей в неделю).
  2. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2-3 часа, возможность пребывания с мамой).
  3. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).
  4. Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малыша привычек.
  5. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).

Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.

Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание, доброту).

Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания. Но, к сожалению, нередко родители встречаются с персоналом детского сада лишь тогда, когда впервые приводят своего ребенка в группу. Подготовка ребенка к семье порой ограничивается словами: «Тебе там будет хорошо!». Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от семейных. В семье родители для ребенка являются постоянными воспитателями. В детском саду же воспитатели сменяют один другого, могут быть различны по характеру, требованиям, по тону общения.

В условиях воспитания детей раннего возраста в ДОУ индивидуальный подход к ребенку обусловливается, с одной стороны знанием психических и физических его особенностей, да с учетом его эмоционального настроения в данное время, состояния здоровья. С другой стороны, воспитатель строго согласует свои действия с программными задачами воспитания и развития малыша. Различный характер реагирования на поступки ребенка – также важная черта, которая отличает условия воспитания в семье от условий в детском саду.

Часто ребенок раннего возраста не может быстро и безболезненно привыкнуть к изменениям, особенно если ему в этом не помогает взрослые. Ведь в группе, как правило, 20 и более человек, а он привык видеть не более 5-6 чел. в своей семье. Поэтому непременным условием благополучной адаптации ребенка является единство требований, приемов и методов воздействия, согласование тактики введения ребенка в систему общественного воспитания.

Единые педагогические требования и принципы, которые помогут воспитать полноценно развитую личность, возможно реализовать только в условиях грамотного сотрудничества педагогов и родителей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает оказание помощи родителям в воспитании детей, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Для успешного решения поставленных задач необходимо разработать поэтапную систему психолого-педагогического взаимодействия ДОО и семьи.

Первый этап направлен на сближение педагогов и родителей, установление между ними доверительных отношений. Основной задачей этого этапа является формирование положительного отношения родителей к ДОО. В основе должен лежать принцип партнёрства – родители – партнёры по общению. В соответствии с этим принципом необходимо проводить круглые столы, мастер-классы, семинары, творческие мастерские, которые будут вызволять живой интерес со стороны родителей.

На втором этапе педагогам необходимо обращать внимание родителей на степень участия их детей во время различных видов деятельности, тем самым вызвать у них желание принять заинтересованное участие в жизни ребёнка.

Третий этап посвящается совместному решению проблем развития и воспитания ребёнка в семье. Важной задачей становится формирование стиля общения, основанного на взаимоуважении и взаимопонимании.

Общение с родителями детей раннего возраста необходимо начинать за 2–3 месяца до поступления ребёнка в дошкольное учреждение. Организуется первичное знакомство с родителями малышей, в ходе которого проводятся беседа и анкетирование, направленные на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей и т. д. С родителями каждого ребёнка беседа ведётся индивидуально, даются рекомендации по улучшению адаптации к условиям детского сада. Затем родителей и ребёнка знакомят с группой. Родителям предоставляется возможность посмотреть, где их дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома. Педагоги показывают родителям игрушки, наглядные пособия, детские книги, советуют, какой дидактический материал следует приобретать для детей раннего возраста.

Родители узнают о том, какие трудности испытывает ребёнок, поступая в дошкольное образовательное учреждение, каковы их причины, как протекает адаптационный период.

Одной из востребованных форм работы с родителями является наглядная пропаганда – целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, с содержанием, методами воспитания в детском саду, оказание практической помощи семье.

Традицией должно стать оформление родителями фотоальбома «Будем знакомы!», на страницах которого они рассказывают о своём ребёнке. Альбом помогает не только педагогу ближе узнать своих воспитанников, но и всем родителям группы познакомиться с другими детьми.

Укрепление детско-родительских отношений происходит и через организацию совместной творческой деятельности. Можно организовать встречи в творческой мастерской. Они развивают у участников творческие способности, создают положительную эмоциональную атмосферу, воспитывают художественный вкус, дают возможность испытать чувство удовлетворения от совместной деятельности.

Главной задачей педагогов является поддержка образовательных инициатив родителей. Важно вовремя заметить желание родителей изучить какой-то вопрос, включиться в образовательную деятельность. Гибкость планирования работы по взаимодействию с родителями даёт возможность педагогам учитывать особенности ситуации. Участие родителей в образовательной деятельности помогает им осознать ценность раннего этапа развития, лучше понять своего ребёнка, обнаружить его сильные и слабые стороны, проявлять искреннюю заинтересованность в его жизни и быть готовым всегда оказать ему поддержку, восполнить в ходе совместной образовательной деятельности живое общение с ребенком. Так из зрителей и наблюдателей родители становятся активными участниками образовательной деятельности.

В нетрадиционной форме проводить групповые родительские собрания с показом презентаций, в форме мастер-классов, посиделок. Большинство родителей приходят на такие встречи после трудового дня, и в такой неформальной, тёплой, почти семейной обстановке родители чувствуют себя свободнее, легче делятся своими проблемами. Это способствует созданию доверительной атмосферы. Большое внимание уделяется подготовке к родительским собраниям. Заранее вывешивается объявление с просьбой к родителям: продумать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы, с кем из специалистов желали бы встретиться. В ходе таких встреч освещаются разные вопросы воспитания и развития детей раннего возраста.

Пользуется популярностью такая форма работы как «Почта», куда члены семьи воспитанников направляют просьбы и пожелания, которые в дальнейшем служат темами для родительских встреч, индивидуальных бесед, круглых столов по обмену опытом семейного воспитания.

Совместная досуговая деятельность способствует установлению тёплых, неформальных отношений между педагогами и родителями, расширению кругозора детей, развитию у них коммуникативных способностей, активности. Во время досуга создаётся эмоциональный комфорт, происходит сближение всех участников образовательных отношений (детей, педагогов, родителей). Родители приобретают опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с другими детьми и их родителями:

В детском саду необходимо создать комплекс работ по созданию открытой информационной среды: организовать работу официального сайта, на котором находит отражение актуальная информация для родителей. Онлайн-консультаций – эффективная форма взаимодействия педагогов ДОУ с родителями. Среди основных преимуществ онлайн-консультаций для родителей: удобство и комфорт (экономия времени на дорогу); совершенствование практических и теоретических умений родителей в вопросах воспитания и развития ребёнка.

Резюмируя выше сказанное, можно отметить, что использование различных форм организации педагогического адаптационного процесса и взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует повышению эффективности взаимодействия с родителями, что в свою очередь помогает решать проблему адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.