Конспект занятия в старшей группе на тему: «Магнит»

Автор — Квасова Любовь Алексеевна

воспитатель МАДОУ №239 г. Кемерово Кемеровской области

 

Опытно — экспериментальная деятельность

Тема: Магнит (старшая группа)

Программные задачи: Через интересные, занимательные исторические сведения познакомить детей с наукой физика; очертить круг изучаемых ею проблем; познакомить детей с историей возникновения науки; рассказать о величайших мыслителях древности; ввести в круг детей элементарные представления о физике; показать роль науки физики во всех сферах жизни; познакомить детей со свойствами магнита (притяжение металлов); преподнести, трудный для осмысления материал, через интересные физические фокусы, опыты и игры.

Оборудование и материал.

Магниты – подковообразный, прямой, в виде диска. Предметы для исследования – гвозди, консервные банки, кнопки, скрепки, карандаши, монеты, ложки, кружки, пробки.

Цветная бумага, нитки ножницы, коробки, листы для исследований. Иллюстрации с изображением Аристотеля. М.В. Ломоносова.

Ход совместной деятельности.

В:Ребята, вокруг нас происходит очень много различных явлений. Это таяние льда, кипение воды, падение дождевых капель, молния, гром. А кто первым подметил эти интересные явления, вы знаете? Дети, как вы думаете, кто занимается изучением различных явлений происходящих в природе? Может существует специальная наука изучающая различные материальные изменения в природе? Любите ли вы, слушать истории?!

В:Тогда слушайте! Эта удивительная история произошла очень давно. Жил в то далёкое время умный человек, звали его – Аристотель. Как красиво звучит это имя, правда?! Это древнее греческое имя, а история происходила в Древней Греции.

В: Аристотель был философом, величайшим мыслителем того времени, т.е. очень умным человеком.

В: Именно он, первым подметил и описал некоторые изменения, явления происходящие в природе. В трудах Аристотеля и появились впервые слово «фюзис» — что значит природа (греческое слово).

В: В наш русский язык это слово ввёл М.В. Ломоносов. Первый русский академик – учёный энциклопедист. Он же издал первый учебник физики.

Итак: «фюзис» — природа

Физика – наука о природе.

В: Любые материальные изменения в окружающей нас дикой и домашней природе называют физическими явлениями.

Значит, таяние льда, кипение Н2О, гром, молния – всё это физические явления.

В:В живых организмах тоже происходят физические явления, просто мы их не видим. Например, кровь течёт по сосудам в нашем теле – это физическое явление. У растений – вода из земли поднимается по стеблю в каждый листок – это физическое явление.

В:Благодаря науке физике и учёным – физикам у нас дома работают физические приборы. Эти приборы освещают комнаты, помогают готовить пищу и сохранять её свежей, убирают квартиру.

Давайте назовём эти приборы: пылесос, холодильник, печь, телефон, телевизор, часы.

В: А взять оптические приборы – очки, микроскопы, телескопы, фотоаппаратура, киноаппаратура, рентген – эти приборы изготовлены благодаря науке физике и учёным – физикам.

А конструирование и изготовление самолётов, космических аппаратов, подводных лодок, кораблей всё это основано на знании науки физики, её законов.

В:Вот какая это важная и нужная наука. Знание физики нужно и врачам, и людям работающим на земле – агрономам, инженерам и конструкторам да и нам с вами.

В:Физику вы будите изучать в школе. В специальных институтах готовят учёных – физиков, для них эта наука станет профессией.

А сейчас, ребята,…(раздаётся пение).

Сюрпризный момент

В:- Кто это там шумит? (появляется Незнайка).

Н:- Здравствуйте, ребята!

— Вот, значит куда я попал!

— Вы меня узнали? (важно прохаживается).

Верно, я Незнайка! (вертит в руках грецкий орех (муляж) и гвоздь).

— Смотрите, что у меня есть! Это волшебный грецкий орех! Вот, видите, к нему всё липнет! Он у меня всякие штучки может держать. Смотрите, смотрите! (демонстрирует).

Вот так!

В: — Незнайка, что ты выдумываешь?!

Думаешь, мы тебе поверим?! Орех у него волшебный!

Ещё разобраться надо, что это за волшебство!

Так, значит, говоришь всё липнет? (проверяем). Какое же здесь волшебство, там внутри магнит.

В:- Незнайка, ты разрешишь расколоть твой орех, чтобы убедиться в правильности нашего вывода?

Н: Конечно, мне и самому интересно посмотреть! (раскалываем молотком).

В: — Вот видишь, Незнайка, мы были правы, это магнит, даже дети сообразили!

В: Ребята, а вы хотите исследовать свойства магнита?

— Незнайка, оставайся с нами, ты много интересного узнаешь, многому научишься (садится на стул).

Занимайте, ребята, свои исследовательские места. А я вам покажу виды магнитов (демонстрирую: подковообразный, прямой и в виде диска).

Раздаю детям, рассматриваем.

В: Ребята, достаньте из ящиков столов научные листы и простой карандаш, прочитайте ,что написано в научных листах, подпишите своё имя.

Итак, вам необходимо исследовать способность магнита. Что может делать магнит? На что способен?

В: В специальных коробках предметы для исследований (консервные банки, гвозди, скрепки, кнопки, ложки, кружки, карандаши).

Результат каждого исследования записывайте в свой научный лист (исследуют).

В: Делаем вывод, всё что прилипает к магниту, сделано из металла. Но, магнит притягивает только некоторые металлы (железо, сталь, никель). Другие металлы магнит не притягивает (алюминий).

В: Хотите поиграть в игру? Она основана на способности магнита притягивать предметы. Игра «Чей улов больше?»

Дети достают из ящиков столов всё необходимое чтобы

подготовиться к игре. Из картона вырезаем носочки по шаблону, сначала обводим шаблон карандашом, затем вырезаем, прикладываем один носочек к другому, получилась пара. Надеваем скрепку на свою пару и кладём носочки в свою коробочку (1 коробка два игрока). К магниту прикрепляем нитку, получается «удочка».

По команде, по очереди игроки опускают магнит в коробку и вылавливают носки. Всё выловили, подсчитали свой улов, сообщили результат.

Награждение медалями всех участников. Более ловких (за высокий улов) золотыми медалями, серебряными всех остальных игроков (рассмотрели медали).

В: — Ребята, вы сегодня узнали много нового, интересного.

В: — Что вам понравилось? (дети высказываются).

В: Давайте подведём итог, что вы узнали?

Вы узнали о великом мыслители, который первым подметил и объяснил многие явления, изменения в природе. Это философ Аристотель.

В: Вы узнали о русском академике, учёном М.В. Ломоносове. Он же издал первый учебник физики.

В: Теперь вы знаете, что существует специальная наука, физика. Физика – наука о природе.

В: А так же вы исследовали способности магнита, магнит притягивает металлы, но не все (алюминий не притягивает).

В:Ребята, есть ещё много сведений по этой теме, с некоторыми из них можно познакомиться читая книги, энциклопедии.

На этом наше занятие закончилось.

В: — Незнайка, тебе, понравилось у нас?

Н: — Да, конечно! Я так много полезного узнал! Вы настоящие исследователи! А игра какая интересная!

— Спасибо, вам, ребята!

— До свидания! (дети прощаются).