Конкурсы для педагогов ТУТ тутконкурс.рф

Взаимодействие с семьей. Рамзаева О.В. Лучшие работы

Работа победителя Всероссийского педагогического конкурса для педагогов ДОО “ТУТ как тут: Взаимодействие детского сада и семей воспитанников” – Рамзаевой Ольги Валентиновны, старшего воспитателя МБДОУ “Детский сад №365” г.о. Самара, Самарская область, город Самара.

«Система работы ДОУ по взаимодействию с семьёй как основа

нравственно – патриотического воспитания дошкольников» (из опыта работы).

Первая школа воспитания растущего человека – это семья, все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребёнка, здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье ребёнок приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».

Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. Важно найти такую форму общения с семьёй, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания и обучения детей.

Какие бы формы взаимодействия с родителями не были выбраны, каковыми бы небыли пути их реализации – главное, вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы взаимодействия с ними, пробудить интерес к жизни детей в ДОУ и активизировать участие самих родителей в различных мероприятиях детского сада.

Работа по сотрудничеству с родителями на начальном этапе в детском саду складывалась не просто. Родители без особого интереса и желания принимали участие в совместных мероприятиях, посещаемость родительских собраний оставляла желать лучшего. Ситуацию нужно было менять. Благодатной темой для  установления тесного сотрудничества семьёй является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Ведь работу в этом направление нельзя реализовать в полном объёме без тесного взаимодействия с родителями воспитанников.

С чего мы начали. Первоначально мы выстроили систему работы по взаимодействию с семьёй в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников (приложение 1). В эту систему вошли три блока: диагностический, теоретический и практический. Диагностический блок помог нам выявить запросы родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, выявить мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе. Данная работа реализовывалась через такие формы, как анкетирование, опрос, беседы с родителями. Получив необходимую информацию, обработав и проанализировав её, мы перешли ко второму блоку – теоретическому, целью которого было повышение компетентности родителей в вопросе нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Здесь нам помогли такие традиционные формы работы с родителями, как:

– общие и групповые родительские собрания –ведь это постоянная форма взаимодействия с семьёй, мы изменили лишь их структуру. Следуя правилу «услышанное запоминается на 15%, услышанное и увиденное – на 25%, записанное – на40%, проделанное – на 70%», обязательно включаем в собрания фрагменты образовательной деятельности с детьми, игры с родителями, совместные игры-упражнения родителей и детей, приглашаем на собрания педагогов дополнительного образования. Т.е. родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками данной встречи. К собраниям организуются выставки детских рисунков, фотовыставки, записываются высказывания детей  и пр.– всё это привлекает внимание родителей, они видят заинтересованность педагогов детского сада в их участии и отвечают взаимностью.

– Немаловажную рольиграетпечатная информация. Она способствует закреплению услышанного и увиденного ранее, а иногда является  и подготовительным этапом к проведению например родительского собрания, семинара, деловой игры. Не все родители могут задать интересующий вопрос воспитателю, но они всегда могут найти ответ на информационных листах, в памятках и консультациях.

– Мостиком к налаживанию взаимоотношений, установлению доверия и сотрудничества являются индивидуальные беседы, консультации. Ни каждый вопрос можно вынести на всеобщее обозрение (это и результаты  проведённого мониторинга, и индивидуальные особенности ребёнка, и решение определённой  ситуации в конкретной семье и др.) и тут на помощь приходят индивидуальные беседы и консультации. Родители чувствуют внимание со стороны педагогов, видят желание помочь им.

Затем мы перешли к последнему блоку – практическому. Формы работы, заявленные в данном блоке более интересны и разнообразны:

– Традицией нашего дошкольного образовательного учреждениястало организация Дней открытых дверей. Родители присутствуют на непосредственно образовательной деятельности, заполняют анкеты, пишут отзывы и пожелания, рассказывают о своей семье. А так как в наш детский сад  ходят дети разных национальностей (и русские, и татары, и армяне, и таджики), то и знакомим детей мы не только с культурой  русского народа, но и с обычаями, традициями народов других национальностей. В этом,несомненно, помогают родители: в дни открытых дверей родители приходят и рассказывают детям о том, где они родились, какой они национальности, демонстрируют предметы своей национальной одежды, быта, угощают блюдами национальной кухни. Всё это способствует воспитанию  уважения к представителям разных национальностей, воспитывает чувство толерантности, расширяет детский кругозор.

В каждом ДОУ проходятпраздники и развлечения. На наших праздниках родители не просто гости и зрители, они полноправные участники. В ходе подготовки к праздникам  родители  вместе с педагогами и детьми делают декорации и атрибуты, шьют костюмы.  Также родители участвуют в совместных театральных постановках, играх, праздниках «Осенняя ярмарка», «Масленица», «Мамин праздник» и другие. Такиевиды совместного досуга объединяют детей и взрослых. При подготовке к одному из таких развлечений мы столкнулись с необходимостью пошить русские народные костюмы. За помощью обратились к родителям. Изучив специальную литературу, просмотрев множество фотографий и иллюстраций, мы принялись за дело. Вместе мы выбирали ткань и фурнитуру, кроили, примеряли костюмы на детей. В итоге получились замечательные детские костюмы, которые пригодились не только для проведения развлечения, по этим костюмам мы рассказываем детям об особенностях русской народной одежды, эта коллекция стала ценным демонстративным пособием – ведь все костюмы сшиты руками любимых мам и бабушек.

В дошкольном возрасте детей привлекают любые новые и необычные знания. Поэтому мы проводим экскурсии-знакомства с профессиями родителей: водим детей на почту, в магазин, в школу, в аптеку. Мамы-экскурсоводы с увлечением рассказывают о своей работе. Эти встречи воспитывают уважение к труду взрослых, обогащают детское восприятие.

Также вместе с родителями мы совершаем походы в лес, в зелёную зону нашего посёлка, выездные экскурсии по городу. Педагоги и родители помогают детям увидеть и понять красоту и величие родного края – это даёт им возможность ощутить свою причастность к большому и прекрасному миру, к своей малой Родине.

Родители наших воспитанников помогают и в организации и оформленииразвивающей предметно-пространственной среды детского сада. Одним из эффективных средств формирования положительного отношения к своей семье является знакомство с семейным фотоальбомом. В таких альбомах представлены семейные фотографии, рисунки детей и взрослых, стихи, рассказы о семье. Листая подобный альбом,ребёнку, несомненно, вспомнятся самые яркие и добрые фрагменты из жизни, захочется поделиться своими мыслями, воспоминаниями. Тематика фотоальбомов может быть разнообразна: «Моя семья», «Гордость нашей семьи», «Папы разные нужны, папы всякие важны», «Они сражались за Родину» и др. Так же родители составляют древа своей родословной, делают подборки старинных слов, загадок, потешек, народных игр. 

Двеннадцать лет назад в детском саду был создан музей «Русская изба». Идея создания принадлежит педагогам, а оформление конечно было общим делом как сотрудников ДОУ, так и родителей. Большая часть экспонатов музея подарена родителями, часть из них – подлинники, а часть изготовлена силами родителями. И по сей день музей пополняется новыми экспонатами. Благодаря совместным усилиям педагогов и родителей «Русская изба» очень любима нашими детьми.

Ещё одной традицией стало проведение Тематических недель «Скучен день до вечера, коли делать нечего!», «Всякому мила своя сторона!», «Неделя добрых дел» и др. На такой неделе каждый день посвящён конкретной теме, например:

 понедельник – мы разучиваем и поём русские народные песни, играем в русские народные игры;

 во вторник – разучиваем народные считалки, заклички, играем в народные подвижные игры;

в среду рисуем по мотивам декоративно-прикладного искусства;

в четверг рассказываем, читаем, показываем детям русские народные сказки и былины;

в пятницу устраиваем чаепитие в русских традициях.

Родители являются активными участниками всей недели, они и водят  хороводы, и играют в игры, и рисуют с нами вместе, и показывают кукольные спектакли и участвуют в чаепитие. «Неделя добрых дел»- сколько воспитательных моментов таит в себе эта акция! Это и желание сделать доброе дело окружающим, это и бережное отношение к старым вещам, при этом дети не только учатся принимать подарки, но и делать их. Оказалось, что и для родителей это не просто. Мы стали жёстче, равнодушнее – не каждый готов на добрый порыв. Но искренняя и неподдельная радость в глазах наших воспитанников заставляет нас быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим.

Особое место занимают выставки,проводимые в детском саду. Это выставки совместного творчества«В гостях у сказки», «Мама, папа, я – дружная семья!», «Эх, Самара – городок!», «Осенний калейдоскоп» и др. Основная цель таких мероприятий – сближение поколений (детей, родителей, бабушек, дедушек), укрепление детско-родительских отношений. Это и начало нравственно-патриотического воспитания, ведь любовь к Родине рождается из чувства любви к родителям, своей семье.

В решении этой задачипомогают и фотовыставки«Моя семья», «У нас в посёлке» и др.  Дети с удовольствием не только показывают фотографии своих родственников, но и рассказывают, чем они вместе занимаются, как проводят выходные дни, делятся своими чувствами и переживаниями.

Взрослые и дети очень любятвыставки «Семейных коллекций». Главное, вместе с детьми рассказать о своём увлечении приходят родители, дедушки и бабушки. Их истории дети слушают так, как обычно слушают сказки. При этом обогащается их личный опыт, расширяется кругозор, зарождается интерес к коллекционированию, появляется желание рассказать о своей семье.

В детском саду проходила выставка «Семейные реликвии» – рассказы о семейных реликвиях убеждают нас в важности сохранения семейных традиций, воспитывают уважение к родственникам, объединяют интересы детей и взрослых. Во многих семьях хранятся вещи, которые дороги нам как память о родных людях, передаются из поколения в поколение и имеют свою историю. 

Оригинальной находкой стали концерты с участием детей, родителей и сотрудников ДОУ. На такие концерты приходят целыми семьями, эти встречи проходят в тёплой, домашней обстановке. Программа концерта обычно очень разнообразна: это и песни под гитару, баян и фортепиано, игра на аккордеоне, это и чтение стихов на русском, татарском, таджикском языках, это и танцы. Такие встречи расширяют границы общения между родителями, теснее становится их сотрудничество с педагогами детского сада.

Каждый год в саду проходят различные конкурсы «Лучшая новогодняя ёлочка», «Сказочный персонаж», «Лучший проект герба  детского сада» и др. В конкурсах принимают участие и дети, и родители, и сотрудники детского сада. Конкурсы выявляют большой творческий потенциал всех участников, вызывают положительные эмоции. Награждение победителей проходит на родительских собраниях, праздниках. С какой гордостью дети и родители выходят за наградами и грамотами, как горят у них глаза! И здесь как никогда подходит высказывание «Главное не победа, главное – участие!» Ведь проигравших нет. Кто-то получает награду за оригинальность, кто-то за чувство юмора, т.е. каждая семья получает приз в какой-либо номинации. 

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд педагогов, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. На этом пути надо удержаться от лишних эмоций, не поддаваться пораженческим настроениям. И верить в светлое, разумное, вечное.

Реализация данной системы работы ДОУ по взаимодействию с семьёй дала определённый результат: родители стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса, верными помощниками и единомышленниками педагогов.

Система работы МБДОУ «Детский сад №365»г.о.Самара

 с родителями

в рамках нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

      Принципы работы с родителями: целенаправленность, систематичность, плановость. Дифференцированный подход к работе с родителями с учётом многоаспектной специфики каждой семьи. Доброжелательность, открытость.

Этапы взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников.

ramzaeva

Список используемой литературы

  1. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» – М.:Мозаика-Синтез, 2011г.
  2. Л.В.Куцакова «Нравственно – трудовое воспитание в детском саду» – М.: Мозаика-Синтез, 2008г.
  3. Г.Н.Данилина «Дошкольнику об истории и культуре России» – М.: АРКТИ, 2003г.
  4. О.Н.Баранникова «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду» – М.: АРКТИ, 2007г.
  5. О.Л.Князева, М.Д.Маханёва Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» – С.- П.: Детство-Пресс, 2004г.
  6. В.И.Петрова, Т.Д.Стульник Парциальная программа «Нравственное воспитание в детском саду» – М.: Мозаика-Синтез, 2008г.

 

Рамзаева ТТ1009

Добавить комментарий