Конкурсы для педагогов ТУТ тутконкурс.рф

Советы профессионала. Степанова А.А. Балатанова Г.Ф. Лучшие работы

Работа победителей Всероссийского педагогического конкурса “Советы профессионала” – Степановой Анастасии Александровны и Балатановой Галины Фёдоровны. 

«Эффективные методы развития речи-рассуждения»

Овладение связной речью позволяет дошкольникам легче освоить школьную программу в будущем и благотворно влияет на развитие ребенка в целом.

Развитие речи детей длительный и сложный процесс тесно связанный с созреванием определенных отделов головного мозга, совершенствованием психических процессов, мышления.

В методике развития речи детей дошкольного возраста предполагается проводить систематическую работу по развитию описательного и повествовательного связного высказывания в старшем дошкольном возрасте, при этом недостаточно внимания уделяется формированию речевых навыков использования речи-рассуждения. Это связано с тем, что традиционно формирование умений рассуждать долгое время относили к школьному периоду обучения, так как полагали, что данный тип речи достаточно сложный в содержательном и языковом отношении. Суть рассуждения заключается не только в констатации определенных признаков, действий и фактов, но и в анализе, обобщении имеющегося опыта. Основой для рассуждения являются накопленные знания, которые влияют на его глубину. Установление причинно-следственных связей в рассуждении предполагает использование сложных синтаксических конструкций, более четкую логику высказывания. Речь-рассуждение строится на основе доказательств.

Формировать у детей представления о структуре рассуждения, используя различные варианты моделей («Домик», «Дерево» и пр.). В процессе работы с моделями дошкольники усваивают то, что рассуждение должно начинаться с тезиса, далее необходимо приводить аргументы, которые должны быть достаточно убедительными, а заканчиваться высказывание должно выводом.

Проводить мероприятия по чтению произведений художественной литературы. В содержание беседы после прочтения литературного произведения должны входить репродуктивные вопросы, направленные на систематизацию представлений, на уточнение смысла произведения и проблемно-поисковые, которые стимулировали детей давать объяснения и рассуждать по содержанию, устанавливать причинно-следственные связи и отношения.

Кроме мероприятий по чтению произведений детской художественной литературы и их обсуждению в работе по развитию речи-рассуждения нужно использовать наблюдения за природой и элементарную опытно-экспериментальную деятельность. В процессе наблюдений и экспериментирований дети учатся рассуждать и объяснять различные явления и процессы. Эти виды работы будут развивать мыслительные операции, познавательные интересы, обогащать словарь, создавать естественные ситуации использования рассуждений.

Добавить комментарий

Вверх