Конкурсы для педагогов ТУТ тутконкурс.рф

Советы профессионала. Шнайдер Р. Е. Лучшие работы

Р.Е. Шнайдер, воспитатель, МБУ детский сад № 126 «Солнечный зайчик», го Тольятти, победитель 2-го Всероссийского конкурса “Советы профессионала

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ НА ОСНОВЕ ЗНАКОМСТВА С НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ.

Народная игрушка издавна привлекала внимание ученых. Одной из первых среди педагогов, начавших изучение игрушки, была Е.А.Флерина. Она обосновала педагогическую значимость игрушки с позиции всестороннего развития дошкольника на основе исследований, проводившихся в «кружке по игре детей дошкольного возраста». Ею написано более 18 научных работ, посвященных игрушке.

В своей работе «Педагогика народной игрушки» Е.А.Флерина обосновывает ценность игрушки с позиции нравственно-эстетического воспитания на примере Вятского промысла. Она утверждает, что такая народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Народные мастера поистине «умеют видеть и принимать ребенка таким, каков он есть, с его интересами и потребностями». Ее призыв «собирать, изучать народные игрушки, развивать кустарный промысел» (сохранение самобытности и уникальности) имеет особую актуальность и важность в настоящее время.

Благодаря исследованиям Е.А.Флериной было установлено, что народная игрушка положительно влияет на развитие детского воображения, на воспитание у детей чувства любви к Родине, интереса к прошлому и настоящему его народа.

До настоящего времени вся работа с детьми на материале народной игрушки осуществлялась только в процессе воспитательно-образовательной работы детского сада вне взаимодействия с родителями. Вместе с тем, очевидно, что при обоюдной заинтересованности обеих сторон, именно народная игрушка может служить, содержательной основой для взаимодействия педагогического коллектива с родителями и детьми.

В ходе индивидуальных бесед, анкетирования  родителей, наблюдений за деятельностью педагогов, детей привели к выводу, что в народной игрушке существуют темп, образы, близкие по эмоциональной значимости для взрослых и детей.

Методом интервьюирования было установлено, что родители и педагоги проявляют интерес к этнокультурным образам, в частности культуре народов Среднего Поволжья.

Поэтому на первом этапе нашей работы родителям и педагогам был предложен мини проект на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народов Среднего Поволжья», позволяющий взрослым объединить свои усилия для развития у детей познавательного интереса к культуре народам Поволжья, а также проект имеет нравственно-эстетическое значение.

В ходе экспериментальной работы внимание педагогов, родителей и детей было сосредоточено на всеми любимой народной игрушке – кукле. В частности на заседании родительского клуба «Семейный круг» было решено вместе с детьми сделать куклы в национальных костюмах народов Среднего Поволжья, используя различный материал  – нитки, ткань, березовые чурки, солома, глина, картон и т.д.

Были определены: содержание, формы и методы взаимодействия с детьми. В мини проект нами были внесены наиболее перспективные формы работы, включение родителей в жизнь дошкольного учреждения и взаимодействия со своим ребенком это:

  • тематические выставки, на которых родители и педагоги делились своим опытом, как и какие куклы можно сделать с детьми;
  • совместные посещения музеев, ориентированные на познание ребенком региональной культуры через уникальные фондовые коллекции кукол и включение в диалог с ребенком музейного экспоната;
  • проведение праздников в семье и в ДОУ «Русская красавица»;
  • тематические, познавательные беседы о куклах народов Среднего Поволжья;
  • изготовление кукол: самокрутки, тряпичные, коллодия, ажурные, из ниток и т.д. совместно с ребенком в семье и в дошкольном образовательном учреждении;
  • театрализованная деятельность детей с родителями по мотивам русских народных сказок, с использованием кукол, которые сделали дети и родители;
  • коллекционирование родителями, педагогами и детьми иллюстраций для альбома: «Куклы из моего детства».

Под влиянием педагогов родители ощутили потребность в знании национальной культуры народов, живущих на Волге. В семьях появилось новое, общее с детьми интересное дело: приобретались куклы в национальных костюмах, специальная литература, проводились совместные выездные экскурсии к коллекционерам кукол г.Тольятти и в ТГУ, на факультет изобразительной деятельности и дизайна. Вместе с родителями  осуществлялось совместное рукоделье – макетирование кукольных домиков, вязание одежды для кукол,  делали посуду из папье маше и др.. Взаимодействие педагогов с родителями способствовало установлению между ними доверительных деловых контактов.

Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада родители приобрели опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом. Родители убедились в том, что их участие в жизни детского сада важно не, потому что этого хочет воспитатель, а потому что это важно для  их собственного ребенка.

Поэтому воспитательная ценность народной игрушки, в частности куклы, состоит в том, что «только в народной игрушке заключена теплота, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении». Именно кукла полна традициями национальных культур (русских, татар, чувашей, мордвы)  и приспособлена  к игре как главному проявлению духовной жизни ребенка.

Список литературы:

1.Аркин Е.А. «Из истории игрушки» Д/в, 1955г.с 3

  1. Батурина Е. «Игрушки в семье» Д/в, 1974г. с 9

3.Князева О.Я. Махонева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуре» СПБ Детсво-пресс, 1998 г.

  1. Кружская Н.К. «Об игрушке для дошколят» Педагогическая соя; Т.6.
  2. Менджерицкая О.В. «Флерина об игре и игрушке» Д/в 1969, с 3
  3. Урунтаева Г.А. «Роль игрушки в психологическом развитии ребенка» Дошкольная психология. Учебное пособие для студентов. 2-у издательство М. академия 1997 г.

Добавить комментарий