Конкурсы для педагогов ТУТ тутконкурс.рф

Советы профессионала. Серых О.М. Лучшие работы

“Интеграция воспитательных воздействий организации дополнительного образования и родителей в педагогическом процессе “

Серых Ольга Михайловна,

педагог дополнительного образования в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования “Рыльский Дом детского творчества”

г.Рыльск

E-mail: serih.olga@gmail.com

“Integration of educational influences of the organization of additional education and parents in pedagogical process”

Serykh Olga,

Additional education teacher local budgetary educational institution of additional education “Rylskiy House of children’s creativity”

 

Аннотация

В статье рассматривается интеграция воспитательных сил школы, учреждения дополнительного образования, семьи с целью гармоничного развития детей.

Summary

In article integration of educational forces of school, establishment additional, families with the purpose of harmonious development of children is considered.

Ключевые слова: взаимодействие школа, семья учреждение дополнительного образования, успешность ребенка

Key words: interaction school, family establishment of additional education, success of the child.

 

 

 

 

 

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Семья осуществляет воспитательное воздействие на человека в течение всей его жизни. Но особенно велика роль семьи в начале жизни человека. Естественно, что при объединении усилий родителей и педагогов это влияние будет более сильным и результативным. Но при этом родители должны быть подготовлены к такой воспитательной деятельности. Задача учебных заведений (дошкольных и дополнительного образования)– всячески способствовать такой подготовке.

Анализ массового опыта показывает: сегодня не срабатывают известные воспитательные институты из-за отсутствия между ними сотрудничества и взаимодействия. Причин этому много. Общество лишь декларировало необходимость свободного развития детских дарований, не создав для этого материальных условий, и поэтому школа и учреждения дополнительного образования не стали объективно нужными друг другу. Школа не отвечает перед обществом за своевременное выявление и развитие интересов и потенциальных творческих возможностей детей,не ведет учета их занятости во внеурочное время. Учреждения дополнительного образования в большинстве своем строят свою работу, не зная детских интересов и потребностей региона. Способствует этому и пресловутый  подход к оценке деятельности школ и учреждения дополнительного образования.

Актуальность указанной проблемы обусловила выбор темы нашей работы «Развитие конструктивного взаимодействия с родителями в условиях учреждения дополнительного образования».

Целью ее является поиск путей решения проблем и развитие  конструктивного взаимодействия с родителями в условиях учреждения дополнительного образования.

 

Задачи работы:

– рассмотреть интеграцию воздействий школы и родителей в педагогичном процессе дополнительного образования

– обозначить особенность поставленных задач для педагогов для методического налаживание контакта с родителями;

– распространить опыт работы руководителя кружка  с вопросом о розвитии конструктивного взаимодействия с родителями в условиях учреждения дополнительного образования.

  1. Интеграция воспитательных воздействий школы и родителей в педагогическом процессе дополнительного образования.

Воспитание детей осуществляется целым комплексом образовательно-воспитательных учреждений. Эффективность этого процесса во многом зависит от степени интеграции и направленности воспитательных сил на всестороннее развитие личности. Внутренняя взаимосвязь различных воспитательных явлений и составляет единую систему воспитания. Это теоретически. На практике все значительно сложнее.

Взаимодействие школы и учреждения дополнительного образования, интеграция их воспитательных усилий-непременное условие формирования творческой индивидуальности. Важность и значение которой определяется единством цели и задач их деятельности, единственным объектом воспитательного воздействия,наличием и определением общего и специфического в их функциях.

Невысокий уровень взаимодействия прослеживается в самом содержании совместной деятельности учреждения дополнительного образования со школой и семьей в деле гармоничного развития личности ребенка. Несмотря на то, что в самой природе творческой деятельности в учреждении дополнительного образования, в разнообразии ее массовых, групповых и индивидуальных форм работы заложен огромный воспитательный потенциал, из-за отсутствия педагогически целесообразных взаимоотношений и взаимовлияний этих воспитательных институтов много детских талантов остается неразвитым. Впрочем, учреждениям дополнительного образования принадлежит приоритет в воспитании творческой особенности. Это обусловливает характер их связи со школой и семьей в выработке общих задач, единых целей, способов согласованного влияния на конкретного ребенка, программирования воспитания на личностном уровне и на уровне конкретных детских коллективов.

Интеграция воспитательных сил школы, семьи и учреждения дополнительного образования с целью гармоничного развития детей открывает огромные резервы и перспективы в решении этой проблемы, если государственно-воспитательные организационно-педагогические меры будут действовать в следующих направлениях.

Во-первых, будет создана единая государственная воспитательная система, которая объединит все воспитательные силы. Во-вторых, государство возьмет под свой контроль обеспечение органами власти материальных условий для организации гармоничного воспитания детей. В-третьих, учитывая специфику и сложность дополнительного образования, направит туда лучшие педагогические силы. В-четвертых, материально обеспечит всестороннее изучение содержания интересов детей и их развитие на должном научно-методическом уровне. В-пятых, учитывая разнообразие содержания интересов детей, учреждения дополнительного образования вместе со школой оперативно организовывают кружки современного профиля – сновейшие виды техники, спорта, искусства и тому подобное. В-шестых,средства массовой информации (местное радио. телевидения) совместно с учреждениями дополнительного образования систематически информировать население, родителей, педагогов школ о том, какие заведения есть в регионе для организации свободного времени и удовлетворения разносторонних интересов детей, какие новые кружки и секции для этого открыты.

Указанный перечень мероприятий может обеспечить гармоничное взаимодействие между учреждениями дополнительного образования, школой, семьей, учреждениями культуры; если это взаимодействие станет естественной потребностью, она проявится в конкретных воспитательных ситуациях, которые естественно потребует совместных педагогических усилий и сотрудничества. Главной функцией взаимодействия школы и учреждения дополнительного образования является интенсификация образовательно-воспитательного процесса, который осуществляется в каждой из этих воспитательных институтов, достижение единства и преемственности в реализации поставленных целей и задач. Взаимосвязь и интеграция возможностей семьи, школы и внешкольного учебного заведения базируется на нескольких взаимоосновах и прежде всего, на основе содержательного распределения педагогического труда, предметной связи выполняемых функций.

Педагоги учреждений дополнительного образования и школ должны вступать в непосредственные контакты с целью реализации одной общей цели – всестороннего развития личности ребенка. На этой основе их взаимные связи проявляются в различных педагогических ситуациях при совместном решении конкретных задач, соответствующих реакциях детей на воспитательное воздействие с обеих сторон. Благодаря развитию и стимулированию творчества, эффективное воздействие на духовное обогащение личности. Именно компоненты взаимной деятельности являются исходными, базовыми в сотрудничестве школы и учреждений дополнительного образования.

Совместные усилия следует направлять как в стратегическом, так и в практическом плане. Наибольшее расхождение выявлено в становлении классных руководителей и внешкольных педагогов к самому сложному вопросу – социальной зрелости детей. Чтобы ее добиться, необходимо, прежде всего переориентировать созерцательное понимание жизни ребенка на деятельное, поставив ее в позицию самостоятельно действующего человека, удовлетворяя ее потребности в социальном самоутверждении. Для этого нужны условия, которые бы обеспечили более высокий уровень общественных стремлений детей и дали им возможность овладеть опытом трудовой, производственной деятельности, в которой бы царили лучшем виде демократия и гласность, цивилизованные человеческие отношения и т.д. Именно такие возможности в большей степени свойственны учреждениям дополнительного образования.

В последнее время сложились определенные стереотипы в подходе к функциям каждого из учебно-воспитательных заведений: школа вроде как вооружает учащихся знаниями и умениями, а учреждения дополнительного образования формируют специальные умения и навыки.

Совместная деятельность педагогов учреждения дополнительного образования и школы в воспитании детей обусловлено их общими задачами, в частности такими, как выявление интересов детей. Содействие развитию творческой индивидуальности, обеспечения базы для удовлетворения и развития выявленных интересов и способностей; создание условий для реализации воспитанниками своего творческого потенциала; формирование направленности личности, обогащения опыта социальной деятельности.

Решения этих общих задач и должна объединить классного руководителя и педагога дополнительного образования в работе с детьми. Такая работа проводится по направлениям: совместное определение цели и конкретных воспитательных задач, создание необходимых условий для их реализации, общий анализ воспитательных результатов.

Глубокий анализ воспитательных возможностейпедагогов  учреждения дополнительного образования и классных руководителей позволил четко выделить важнейшие направления сотрудничества и составить программу совместных действий по таким вопросам:

– формирование социальной зрелости детей,высокого уровня осознания ими своего места в обществе;

– воспитание сознательного отношения к нормам морали, права, законов, социальных и культурных ценностей, к своим обязанностям, к труду;

– совместная педагогическая деятельность по развитию саморегуляции;

– расширение сферы творческой деятельности.

Роль указанных выше разделов заключается в направленные совместного поиска ответа на главный вопрос педагога: в чем заключается гармоничность развития личности и какие для этого необходимы условия. Исследование этих вопросов подтверждает такой вывод: личность ребенка равномерно и естественно развивается, если во всех сферах его общения и деятельности действуют одни и те же подходы к воспитанию, единый взгляд на ее место в жизни, на позитивные и негативные поступки.

Для создания единого воспитательного союза, с нашей точки зрения, сначала надо сделать все для того, чтобы родители поверили в искреннюю заинтересованность педагога дополнительного образования в прогрессе развития их ребенка. Они должны услышать что-то новое и хорошее о ней. «Уверен, ваш сын – способный ребенок. У него есть склонность к изобретательской деятельности. Помогите ему в этом», – с такими искренними словами педагогу целесообразно обратиться к родителям своих воспитанников. Такой способ обращения сам по себе сразу же настраивает на желание помочь ребенку и поинтересоваться у педагога, как это можно осуществить быстрее и целесообразнее. Важна и сама форма общения с родителями, ведь при таком разговоре может присутствовать и ребенок. В такой ситуации педагог, руководитель кружка, решает сразу несколько важных педагогических задач: способствует более быстрой адаптации ребенка в коллективе, утверждает ее способность к деятельности наравне со всеми, формирует у родителей и их ребенка чувства собственного достоинства, закладывает хорошую основу для дальнейшей воспитательной взаимодействия.

Особый такт и мудрость необходимы руководителям кружков при налаживании контактов с родителями, дети которых требуют к себе повышенного педагогического внимания и индивидуального подхода. Эти дети, как правило, недоверчивые, равнодушные почти ко всему, а иногда и враждебно настроены против всех, кто пытается воспитывать их. Они воспринимают такую попытку как посягательство на их свободу, потому что наименее всего,хотят быть воспитуемыми. Сначала стоит подумать, с кем из авторитетных людей сблизить этого «тяжелого» ребенка, как предоставить ей возможность хотя бы в чем-нибудь превзойти кого-то из ровесников или самого себя, помочь добиться пусть маленького успеха в деле, которое для него много значит.

В.А.Сухомлинский не раз останавливался на том, что ему часто попадались воспитанники, и даже старше, которые в течение длительного времени не могли добиться успеха в одном деле. Среди них были и заядлые лентяи. Но какой бы человек не был далек от желания трудиться, всегда начинали с достижения успеха – сначала маленького, потом значительного. Лучшим способом заставить ребенка работать был совместный труд педагога и воспитанника. В системе.А.Сухомлинского действовал такой принцип: если один раз не удалось достичь успеха, помоги ребенку начинать дело заново, второй раз неудача – помогали подойти с другой стороны и так терпеливо, но настоятельно; в результате благодаря собственным усилиям незаметные, безликие дети приобретали нового счастливого состояния способных и увлеченных людей[11, с.205].

Итак, главное требование к взаимодействию педагоговдополнительного образования  и классных руководителей заключается в единстве и системности самого подхода к воспитанию личности ребенка, особенно в плане формирования ее социальной зрелости.

  1. Особенности методического налаживание контакта с родителями

Для реализации конструктивного взаимодействия учреждения дополнительного образования и семьи, с нашей точки зрения, более эффективной есть методика налаживание взаимодействия с использованием определенных методов и приемов.

Метод документалистики предполагает обращение к документальным данным о ребенке и его семье (медицинская карта ребенка, сведения о пребывании в дошкольном учреждении, личное дело, характеристика и тому подобное), полученные сведения которых предоставляют возможность тщательно подготовиться к работе с родителями, определить основные вопросы, требующие особого внимания.

При применении метода опосредованного обучения основное внимание обращается на воспитанника как на члена семьи:поведение, характер,темперамент, взаимоотношения с другими членами семьи, увлечения, способности, предпочтения и тому подобное. Использовались также методы опроса, беседы на тему: «Моя семья», «Наши семейные традиции», «Мой идеал современной семьи» и другие.Для облегчения этой работы педагогам предлагаются подготовленные варианты планов изучения семьи, памяток по организации общения педагогов с родителями с конкретными советами, а именно:

– продумывайте и составляйте план беседы заранее, определите цель, задачи, спрогнозируйте возможные вопросы родителей, их реакцию на ваши сообщения, последствия;

-не критикуйте без надобности: критика – средство, а не цель;

-научитесь контролировать ситуацию, в случае необходимости меняйте ее;

-держитесь спокойно, несмотря на условия, которые могут возникнуть;

-старайтесь быть самостоятельным в суждениях и выводах;

-во время общения проявляйте подлинный интерес к проблемам, связанным с воспитанием детей, применяйте средства убеждения, отдавайте предпочтение советам, а не приказам;

будьте готовы к неожиданностям, не поддавайтесь первой реакции, чаще ставьте себя на место родителей учащихся;

– проявляйте максимум педагогического такта при общении с родителями;

– старайтесь всегда быть подтянутым, вежливым, доброжелательным, корректным;

– развивайте в себе умение создавать и поддерживать теплую, доброжелательную атмосферу в общении.

Изучение семьи воспитанника – сложная задача, требующая анализа и наблюдения явлений и фактов, на основе чего выстраивается общее впечатление о родителях, особенности воспитательного влияния семьи на ребенка – фактической информации, которая ложится в основу общей характеристики семьи. Составление таких характеристик оказывает педагогам помощь в дальнейшем проведении углубленного педагогического анализа.

Несмотря на существующие в педагогической литературе рекомендации, программа изучения семьи предполагает сбор данных о:

1.Структуру семьи: состав (полная простая – «родители, дети», полная сложная – «родители, дети, бабушка, дедушка, другие члены семьи).

2.Родителей: возраст, образование, профессия, род занятий.

3.Жилищные и материальные условия.

4.Общественно-педагогическую направленность жизни семьи: отношение взрослых к воспитанию детей (ответственное, безразличное, безответственное); направленность воспитательных воздействий матери и отца (духовная, материальная); педагогическая активность родителей (участие в воспитательных мероприятиях, обсуждение с педагогами проблем воспитания своих детей).

5.Внутрисемейные взаимоотношения. Стиль взаимоотношений между родителями: авторитарный (строится как на диктате главы семьи, так и на его моральном превосходстве); демократический (равноправие супругов в решении основных вопросов); конфликтный (внешне конфликтный, когда семья внешне имеет вид благополучной, и внутреннеконфликтный, что характеризуется постоянными конфликтами как между взрослыми, так и между взрослыми и детьми); отношение родителей к детям; отношение детей к родителям: уважительное, любовное, бережное, уважительное, грубое, эгоистичное (отдельно к матери или отца, обоих родителей); взаимоотношения между детьми в семье.

6.Семейные традиции.

7.Организация в семье свободного времени: увлечения, любимые дела и т. п. Работа по изучению семьи помогает составить представление о родителях, определить эффективные пути улучшения воспитания детей. «Педагогический паспорт».

Для подготовки родителей к успешной педагогической деятельности педагогам желательно привлекать их к групповым дискуссиям, тренингам для обучения правилам общения с детьми.

В процессе работы педагогов с родителями целесообразно сочетать массовые, групповые и индивидуальные формы ее организации. Но в большинстве случаев наблюдается использование индивидуальной формы  работы с родителями.

При организации массовых мероприятий педагогам целесообразно привлекать родителей к организации тематических выставок, проведение собраний, где обсуждаются вопрос занятий.

Определяющим в содержании массовой работе, с нашей точки зрения, является пропаганда педагогических и психологических знаний среди родителей по вопросам культуры межличностного общения, воспитание в семье. Формами этой работы являются лекции и семинарские занятия о возрастных особенностях развития ребенка, формирования его интересов и склонностей, развития у него способностей к самоанализу. По нашему мнению, наибольшие трудности родители испытывают при определении способностей своих детей, их диагностике. Для облегчения указанного вида деятельности в ходе индивидуальных бесед с родителями педагогам желательно на основе собственного опыта раскрывать особенности такой работы в домашних условиях, анализируя конкретные педагогические ситуации предметно рассматривать различные пути решения возникающих проблем.

Эффективной является и подготовка родительских собраний с выступлениями педагогов относительно информации о важные вопросы обучения и воспитания детей в семье с последующим детальным анализом организации общения родителей с детьми, его целесообразностью и результативностью, внесением предложений по улучшению культуры общения и выяснением сложных педагогических ситуаций общения. Для успешной организации конструктивного взаимодействия учреждения дополнительного образования и семьи педагогам желательно оказывать методическую помощь, групповые и индивидуальные консультации на счет определения определенных видов заданий, а именно: составить тематику педагогического образования родителей, организовать и провести одно занятие, используя инновационные формы; организовать индивидуальное общение с родителями детей; посетить несколько семей (обратить внимание на тех, которые равнодушны к делам ребенка), выяснить, что лежит в основе такого отношения родителей к детям); в дневнике педагогических наблюдений записать проведенную работу с равнодушными родителями; составить педагогический паспорт семьи; провести родительские собрания, подготовить план-конспект с размышлениями, оценке работы с родителями и анализом общения.

На индивидуальных консультациях педагоги имеют возможность убедиться в целесообразности выбранной тематике педагогического образования родителей учеников, получить методическую помощь в подготовке различных форм общения, проведение родительских собраний, консультаций и советы по избежанию возможных конфликтных ситуаций во время общения. Желательно такие встречи превращать в творческую лабораторию педагогической мысли, где каждый имеет возможность говорить о собственных достижениях и неудачах, высказывать свои предложения по повышению его результативности.

Целесообразным является также ознакомление педагогов с методикой налаживания контакта с родителями, которая включала шесть этапов форм их конструктивного взаимодействия.

На первом этапе желательно проявлять максимум педагогического такта, искреннего внимания к родителям, вежливости, сдержанности, попытка не оттолкнуть их непродуманными вопросами. Общаясь с родителями детей, учитывать их мнения о чертах характера и особенностях поведения ребенка. Подчеркивать, какие положительные качества имеет ребенок и как их развивать. Если общение строится на взаимном уважении, желании достигнуть взаимопонимания, уменьшается напряжение в отношениях педагога и родителей, преодолевается недоверие друг к другу.

На втором этапе целесообразно выяснить, насколько ответственно к этому относятся родители. Вместе с отцом или матерью продумывать и определять, какие именно качества необходимо воспитать, развить в ребенке, подчеркнуть ее индивидуальные черты, неповторимость, с чем надо считаться в процессе воспитания. Вместе с тем осторожно отмечать нежелательные проявления в поведении ребенка.

На третьем этапе желательно выяснить педагогические условия и возможности сотрудничества, подчеркивая, каким должно быть отношение к ребенку (доверие и уважение к нему, вера в физические и умственные возможности). Целесообразно побуждать родителей к высказыванию собственных взглядов относительно воспитания, раскрывать методы влияния родителей на негативные поступки ребенка. Мнение родителей внимательно выслушивать, поддерживать педагогическую позицию родителей, их уверенность в своих действиях. Вместе с тем рекомендовать свои, педагогически обоснованные способы воздействия, предлагать объединить усилия, предъявить ребенку единые педагогические требования.

На четвертом этапе желательно направить усилия на признание родителями своих ошибок в воспитании детей, укрепления их веры насчет принятия педагогической помощи. В случае возникновения возражений, несогласия, критических замечаний со стороны родителей на предложения, прогнозировать другие варианты действий.

На пятом этапе эффективным является предложение конкретных мер педагогического воздействия на ребенка с учетом ранее предложенных мер воздействия со стороны родителей. Сосредоточение их внимания на положительных моментах совместного воздействия, сообщения о определенные сомнения, трудности в воспитании ребенка, обращение к их мнению, предоставление советов и рекомендаций значительно способствует укреплению конструктивного взаимодействия.

На шестом этапе желательно создание условий, которые побуждают родителей к активности, инициативе и открытости, одобрение даже незначительных их успехов в воспитании, поддержка и розширение педагогического взаимодействия, укрепления педагогики сотрудничества.

Педагогически целесообразное поведение педагогов обеспечивает взаимопонимание, взаимодоверие и взаимоуважение с родителями. Использование этой методики педагогами помогает глубже изучить семью, проникнуть в ее сложный мир, установить доверительные взаимоотношения с родителями, помочь им увидеть недостатки в воспитании детей, убедить в необходимости изменений педагогических методов воздействия.

Для реализации обозначенных задач важными являются такие формы работы как коллективный анализ и решение педагогических ситуаций, что способствуют формированию у родителей обучающихся уверенности в себе, конкретности и последовательности высказываний, умение быть выдержанными, спокойными, тактичными в сложных ситуациях общения с детьми, понимать других.

Действенными формами совершенствования работы с родителям детей является организация занятий с целью пропаганды педагогических знаний и ролевая игра с родителями, в которой все участники объединяются в несколько групп, а именно: «динамические группы», «оппоненты», «рецензенты». После получения педагогической ситуации в письменной форме каждая «динамическая группа» анализирует ситуацию, раскрывает технологию коррекции поведения, разрешения ситуации. После выступлений «оппонентам» желательно задавать вопросы, высказывать собственные суждения, «рецензентам» – оценивать выступления участников «динамической группы». В конце игры целесообразно подвести итоги, указать на важные моменты.

Обсуждение педагогических ситуаций желательно организовывать на всех занятиях с родителями с отбором ситуаций по тематическому принципу и увязкой с проблемой занятия. Разработка вопросов к каждой ситуации способствует привлечению родителей к обсуждению, высказыванию мнений, соображений. С целью активизации родителей, привлечение к коллективного обсуждения необходимо предлагать несколько вариантов ответов на первый вопрос

Указанная форма организации работы с родителями помогает лучше изучить семью, ведь высказывания родителей содержат определенные сведения относительно взаимоотношений с детьми и методов воспитательного воздействия на них. Интересными и полезными являются также проведение вечеров вопросов и ответов с окончанием их решением педагогических ситуаций. Готовясь к встрече с родителями, нужно анализировать педагогическую проблему, активизировать родителей, заинтересовывать проблемой, постановкой вопросов, их высказыванию мнений. Для решения конкретных личных вопросов, которые встают перед родителями в повседневной жизни, целесообразно организовывать индивидуальные и групповые консультации.

Совместная деятельность педагогов учреждений дополнительного образования и родителей преследует цель – дать детям не только соответствующие знания, выработать навыки их практического применения, а прежде всего – способствовать формированию творческой личности ребенка, как можно шире раскрыть возможности более раннего и плодотворного гармоничного его развития.

Важной задачей педагогических коллективов является создание у родителей правильного представления об учреждениях дополнительного образования, обзор  широкого поля творческой деятельности того или иного кружка, достоинств и профессиональных качеств внешкольных педагогов, их уровень умений развивать творческие способности детей.

Целесообразно подготовить для этого специальные проспекты по каждому кружку, в которых интересно, в развернутом виде рассказать о перспективах деятельности кружков и направления их деятельности, а так же дать советы как готовиться родителям к развитию интересов своих детей, какую купить для этого литературу.

Большинство родителей не имеют представления о том,как помочь своим детям определить, выбрать ту деятельность, которая наиболее полно соответствует их природным способностям и задаткам.

С этой целью учреждения дополнительного образования в начале учебного года проводят широкую пропаганду творческих достижений детей, одновременно обращая внимание родителей на то, как помогают занятия в кружках в общем развитии их детей, значительно дополняя знания, полученные в школе.

Родителям предлагаются специальные беседы на темы:

– развитие исследовательской работы детей, встречи с интересными людьми, выпускниками учреждения дополнительного образования;

– ознакомление родителей с новыми достижениями в области науки, техники, искусства, спорта;

– знакомство со специальной педагогической литературой;

– поездки детей в другие города и районы;

– творческие отчеты детей перед родителями в конце года;

– персональные выставки работ кружковцев и их родителей.

Такая педагогическая работа дает представление родителям о настоящей  и будущей деятельности других детей в кружках дополнительного образования, о полезности и возможности сотрудничества с педагогами, о огромные воспитательные резервы кружковой работы, направленной на удовлетворение и развитие интересов и склонности их детей.

Очень хорошо, если у ребенка в кружке сразу найдутся друзья, которые поддержат родители, с уважением отнесутся к ним. Дети особенно ценят такое внимание родителей к своим друзьям и к их делу, чувствуя единство со взрослыми. В таких ситуациях дети учатся заботиться о своих товарищах, чувствуют доброту отношений не на словах, а на деле.

Это особенно важно подросткам, когда наблюдается своеобразный «пик» качественных изменений личности, когда ребенок естественно стремится к самоутверждению, задумывается над своим «завтра». В этот ответственный для нее период все зависит от того, смогут ли родители вместе с остальными воспитательных институтов как можно ближе подойти к ребенку, чтобы повести в нужном русле развитие его внутренних сил.

В педагогике учреждений дополнительного образования существует несколько приемов, которые позволяют достичь этой цели, важнейшими среди которых можно выделить:

– налаживание личного эмоционального контакта с ребенком;

– уважение эмоциональности личности ребенка,обращение к его достоинству;

– вовлечение детей во все виды деятельности для выявления их способностей и качеств характера;

– создание условий для максимального совершенствования выявленных способностей к определенному виду деятельности;

– постепенное усложнение и повышение требований к личности;

– стимулирование самовоспитания и помощь в его организации.

Изучение семей воспитанников помогает педагогам учреждениям дополнительного образования составить целостное представление об отношениях между членами семьи, ее воспитательные возможности, средства воздействия на ребенка, чаще всего применяются родителями. С целью диагностики готовности родителей к воспитанию детей и разработки плана совместной с педагогами работы, было проведено анкетирование взрослых членов семей. Как показали полученные результаты, более чем пятьдесят процентов опрошенных родителей считают, что они нуждаются в дополнительных педагогических знаниях.

Пользуясь методами изучения документов, опосредованного изучения семьи и прямого изучения семьи, методом наблюдения был составлен «Педагогический паспорт семьи», в который вносились особые сведения о членах конкретной семьи. Это помогало педагогам получить целостную характеристику семьи, определить, кто из ее членов нуждается в помощи и в чем она должна заключаться, фиксировать изменения, которые происходили в течение определенного периода времени.

Следовательно, совершенное единство воспитательных воздействий семьи и учреждений дополнительного учреждения на детей обеспечивается согласованными воспитательными действиями, приучением детей постоянно рассказывать дома о делах в кружке, привычкой родителей советоваться с руководителями кружков в случае каких-то затруднений, их способность откликаться на каждое событие в кружке – то ли победу в соревнованиях, то ли блестящие решения какого-либо творческого задания.

 

ВЫВОД

Главная забота во всей этой сложной педагогической работе – сделать все для того, чтобы ребенок ни в семье, ни в учреждении дополнительного образования ни на минуту не оставалась в изоляции, не допустить того, чтобы она потеряла самоуважение. Педагоги и родители в этот сложный для ребенка период как никогда должны быть заодно. Ни педагог, ни родители не должны возвышаться над ребенком, наоборот, стоять рядом и вместе с ним,порой отступая якобы в сторону, не мешая детям принимать самостоятельные решения, стимулируя их в этом. Такими стимулами могут быть доверие и ответственность, не завтрашние, а сегодняшние, захватывающие перспективы и цели. Когда это есть, в воспитании не существует невозможного. Однако педагоги дополнительного образования должны всегда исходить из реального: надежда только на педагогическую состоятельность семьи – плохая надежда. Не менее важно захватывать родителей делами заведения, кружка, поднимая таким образом в глазах своих детей их человеческую и деловую репутацию.

Педагог учреждения дополнительного образования  является посредником во взаимоотношениях воспитанника с семьей. Он должен обладать специальными знаниями, чтобы и у детей воспитать положительное отношение к деятельности их родителей. В этом деликатном и важном деле имеет возможность опираться на личный опыт, объясняя и раскрывая детям характер мотивированных действий в отношении своих родителей. Это значительно облегчает общение с родителями, помогает получить от детей откровенную информацию об их взаимоотношениях в семье и правильно сориентироваться в выборе педагогически целесообразных форм сотрудничества. Поиск средств и приемов совместной работы с семьей имеет особое значение в методическом обеспечении гармоничного воспитания ребенка.

Принципиальное значение имеет идея возвышение педагогического и личностного статуса родителей, существующая  на этой основе методики формирования нужных установок и потребностей родителей в деле всестороннего развития их детей, налаживания педагогического диалога и духовного контакта.

Таким образом, стержнем педагогического процесса является взаимодействие педагога дополнительного образования  с детьми и родителями, эффективность которой обеспечивается особым характером их отношений, в которых дети воспринимаются не как объект воспитательного воздействия, а как партнеры по сотворчеству, которые вместе планируют, создают, сопереживают, взаимно обогащаются, взаимодействуют.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества. – К., 1991. – 134 с.

2.Белоусова В.А. Теория и методика гуманизации отношений старшеклассников во внеурочной деятельности общеобразовательной школы. – К.: ІЗМН, 1997. – 192 с.

3.Дереклеева Н.Ы. Родительские собрания. 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2004. – 240 с.

4.Запорожец А.В., Ельконин Д.Бы. Вопросы психики детей // Известия АПН РСФСР, 1955. – Вып. 64. – С. 27-41.

5.Консультирование семьи: методические советы для консультирования родителей: Методическое пособие –Част. 2 / под ред. В.Г. Постового. – К.: ДЦССМ, 2003. – 303 с.

6.Постовой В.Г. Современная семья и ее педагогика – К.: Образование, 1994. – 64 с.

7.Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа /. А. Сухомлинский // Сухомлинский В. А. Избранные произведения. В 5 т. Т. 5. – К.: Наукова думка, 1977. – 366с.

 

Добавить комментарий