Конкурсы для педагогов ТУТ тутконкурс.рф

Советы профессионала. Марьина Л.Л. Лучшие работы

Игровые технологии как средство формирования познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

 

Марьина Лариса Леонидовна,

                                                                  воспитатель МБДОУ детский сад № 27 г. Томска

 

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача  педагогов дошкольного учреждения выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно -образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.

 Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Игра способствует развитию познавательных способностей, активности и инициативности, усвоению новых знаний, их обобщению и систематизации.  В процессе игры  детьми усваиваются общественно выработанные средства и способы умственной деятельности, многие сложные явления расчленяются на простые и наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность. Некоторые дидактические игры, на первый взгляд,  не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях,  обогащают чувственный опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).

С  помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы – внимание, память, мышление  с элементами обучения грамоте и использованием математического материала.
  В своей практике мы используем развивающие  игры из ткани, сделанные своими руками. Преимущество их перед обычными играми велико: во – первых, т. к. они сделаны своими руками – в них вложена частичка души, во – вторых  они яркие, практичные, многофункциональные и в третьих – способствуют не только развитию познавательных способностей, но и развитию мелкой моторики, т.к. изготовлены из ткани различной фактуры. Рассмотрим некоторые из них:

 

 

1.«Квадрат с фигурами»

Описание: Пособие представляет собой квадрат, состоящий из 9-ти секторов (по три с каждой стороны), в центре липкая лента. Отдельно прилагаются геометрические фигуры разного цвета, размера, из ткани разной фактуры.

Цель:  Закреплять  умение ориентироваться на плоскости, называть стороны и углы,

 совершенствовать представление о геометрических фигурах, закреплять умение классифицировать фигуры по различным признакам ( цвет, форма, величина).

Примерные задания:

– Выложи все красные ( синие, жёлтые, зелёные) фигуры.

– Выложи все круги ( квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы).

– Какая фигура находится в левом верхнем углу?

– Где находится большой красный круг?

– Определи фигуру на ощупь (с закрытыми глазами) И т. д.

 

  1. «Цветочная полянка»

Описание: Представляет собой квадрат зелёного цвета – «полянка», на которой расположены цветы разного цвета, оттенка, размера из ткани разной фактуры, у двух цветов стебли – длинный и короткий, два листочка – широкий и узкий. Отдельно прилагаются бабочки таких же цветов и оттенков разного размера.

Цель: Закреплять знания сенсорных эталонов ( цвет, величина), умение уравнивать две группы предметов разными способами, определять состав числа из двух меньших, развивать произвольное внимание, пространственные представления, формировать умение понимать учебную задачу и точно её выполнять.

Примерные задания:

– Посади большую красную бабочку на большой зелёный цветок.

– Посади божью коровку на широкий листок.

– Посади всех бабочек на цветы того же цвета.

– Сколько бабочек?

– Сколько цветов?

– Кого больше ( меньше)? Как сделать поровну.

– Как можно составить число 5? И т. д.

                                                                             

  1. «Ёжик на прогулке»

Описание: Представляет собой сюжетную картинку на которой – две тучки – большая и маленькая с каплями дождя ( одной каплей и много капель); две дорожки – широкая и узкая; две ёлочки – высокая и низкая; полянка с разноцветными цветочками и отдельно бабочки того же цвета, что и цветы, которые с помощью липкой ленты крепятся на цветы. Герой сюжета – ёжик.

Цель: Выявить  знания сенсорных эталонов (цвет, величина, размер), развивать произвольное внимание, пространственные представления.

Примерные задания:

– Проведи ёжика по широкой (узкой) дорожке.

– Посади ёжика под высокую (низкую) ёлочку.

– Покажи большую (маленькую) тучку.

– Посади всех бабочек на цветы того же цвета.

 

  1. Панно « Домик в деревне»

Описание: Представляет собой панно,  на котором пришиты домик и дерево. По всему пространству нашиты пуговицы. Отдельно прилагаются предметные картинки из ткани с прорезью для пристёгивания пуговиц.

Цель: Формировать пространственные представления, развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому ( впереди, слева, справа, за и т.д.), закреплять счётные умения,  упражнять в составлении и решении арифметических задач в одно действие на сложение и вычитание, формировать умение понимать учебную задачу и точно её выполнять.

Примерные задания:

– Отсчитай и повесь на яблоню 5 яблок.

– Посади зайчика перед домиком.

– Где находится бабочка по отношению к дереву?

– Придумай задачу про яблоки. И  т. д.

 

 Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Вывод: использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования. (М.М. Поташник)

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника. – М., 2010.
  2. Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ.//Управление ДОУ. – 2012.- №5.
  3. Карпюк Г.А. Реализация права ребенка на игру.//Старший воспитатель. – 2007 – №6.
  4. Пенькова Л.А., Коннова З.П. Развитие игровой активности дошкольников.

 

 

 

Добавить комментарий