Конкурсы для педагогов ТУТ тутконкурс.рф

И драчун, и забияка, и еще не знаю кто… Блог,Лучшие работы

Работа победителя Всероссийского конкурса статей – “Советы профессионала”

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 12 «Красная шапочка»

 

 

 

Советы педагога – психолога для родителей и педагогов

 на тему: «И драчун, и забияка, и еще не знаю кто…»

(игры, техники и упражнения для работы с агрессией детей)

 

Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда,
когда он меньше всего ее заслуживает.

Э. Бомбек

 

Наступил XXI век, который принес много новых проблем в области воспитания детей. В сложной социально-экономической и культурной обстановке, дети оказались … во власти агрессии. Гнев, злоба, месть как формы проявления агрессивности разрушают общество. Взрослые зачастую не знают, как побороть все возрастающую детскую жестокость, враждебность.

Детство – период активной социализации личности, когда происходит овладение нормами поведения, не все из которых, к сожалению, можно признать социально одобряемыми. Среди них – детская агрессия. Педагоги отмечают, что участились случаи агрессивности детей по отношению друг к другу.

Ученые, практики ищут пути воспитания миролюбия у детей.

У детей – дошкольников агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Детям трудно разобраться в сложном мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многого не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно.

Агрессивным часто называют ребенка, который дерется, причиняет боль другим детям, взрослым, угрожает.

Само понятие «агрессия» происходит от латинского слова «aggressio» – нападение. В психологическом словаре агрессия определяется как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам, установленным в обществе, и, приносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, «выража­ющееся в готовности к агрессии».

Таким образом, можно сделать вывод: если агрес­сия – это действие, то агрессивность – готовность к совершению таких действий.

Уважаемые взрослые, понаблюдайте за ребенком и сделайте выводы!

 

Критерии выявления агрессивного ребенка

Поставьте галочку в графе «часто» или «редко» напротив каждого высказывания

Ребенок Да Нет
1.  Спорит, ругается с взрослыми    
2. Теряет контроль над собой    
3. Винит других в своих ошибках    
4. Завистлив, мстителен    
5. Сердится и отказывается что-либо сделать    
6. Специально раздражает людей    
7. Отказывается подчиняться правилам    
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его    

Сосчитайте количество ответов «да».

Если 4 из 8 критериев часто проявляются у ребенка в течение не менее 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.

 

Анкета «Признаки агрессивности»

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на предложенные утверждения либо «да», либо «нет».

Ребенок Да Нет
1.  Злой дух временами вселяется в него    
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен    
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же    
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться    
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки    
6. Иногда он так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение    
7. Он не прочь подразнить животных    
8. Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним    
9. Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих    
10. В ответ на обычные распоряжения стремится все сделать наоборот    
11. Часто не по возрасту ворчлив    
12. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного    
13. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других    
14. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виноватых    
15. Легко ссорится, вступает в драку    
16. Старается общаться с младшими и физически более слабыми    
17. У него нередки периоды мрачной раздражительности    
18. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится    
19. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех    

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Подсчитайте количество ответов «да».

Высокая агрессивность – 15-19 баллов.

Средняя – 7-14 баллов.

Низкая – 1- 6 баллов.

 

Агрессивность, никак не назовешь здоровой. Причины, провоцирующие подобное поведение, имеют под собой вполне реальную почву, и знать о них чрезвычайно важно. Ведь игнорируя их, вряд ли можно справиться с проявлениями агрессии у детей.

Причины и факторы, влияющие на появление агрессии у людей:

1.Наследственно-характерологические (наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению; психопатоподобное, эпилептоидное, аффективно-возбудимое конституционально обусловленное поведение родителей или родственников);

2.Биологические факторы (агрессивное поведение связывает с установлением биохимических, гормональных механизмов, влияющих на развитие);

3.Некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга, резидуально-органические поражения (минимальная мозговая дисфункция, травма головного мозга и т. п.);

4.Влияние социального окружения.

Практика показывает, что социальная среда больше воздействует на формирование агрессивности ребенка, чем врожденная предрасположенность.

Для дошкольного возраста значимыми являются три фактора:

  1. Семья;
  2. Окружающие дети;
  3. Средства массовой информации, которые в настоящее время приобретают все большую значимость в формировании агрессивности не только у детей, но и у всего населения в целом.

На поведение детей, вне всякого сомнения, влияют те модели поведения, которые представляют им родители:

1.Родители систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребёнку:

 = вероятность проявления у ребенка защитной агрессивности или подражания модели поведения родителей,

= ребёнок часто конфликтует, дерется, на занятиях и уроках выкрикивает и т. п.; применяет агрессивную модель поведения в жизни.

2.Родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания:

= уровень агрессивности у ребёнка повышается, возрастает готовность к агрессивным действиям,

= вероятность реактивной (ответной) агрессивности в более старшем возрасте; проявления защитной агрессивности.

3.Родители не обращают внимание на агрессивное поведение, вспыльчивость ребёнка, не контролируют его поведение:

= вседозволенность,

= проявление агрессивности в дальнейшем как типичной поведенческой черты.

4.Родители не дают возможности ребёнку проявлять способность к самостоятельному выбору, не позволяет ребёнку заявить о себе, запрещают любые формы проявления детского гнева:

 = ребёнок избегает открытого проявления гнева, систематически подавляет свои эмоции,

= деструктивная агрессивность,

= насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство, внезапные вспышки гнева.

5.Родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребёнка (например, отрицательно высказываются по поводу соседей  или по поводу педагогического стиля в детском саду и т.д.):

= у ребёнка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех их бед,

= вероятность, что дошкольник возьмет эту модель за основу своего дальнейшего поведения,

= проявления агрессии.

6.Конфликты между родителями, развод:

= демонстративная агрессивность (привлечение внимания к своей персоне),

= формирование агрессивной модели «выяснения отношений».

Наказание может быть эффективным, если соблюдать следующие условия:

1.Наказывать как можно реже, только в том случае, когда оно явно целесообразно.

2.Наказание не должно восприниматься ребёнком, как месть или произвол. При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение. О наказании сообщается спокойным тоном; при этом особо подчеркивается, что наказывается поступок, а не личность.

3.После наказания поступок, плохое поведение должно быть «предано забвению». О нем больше не напоминают точно так же, как не вспоминают и о самом наказании.

4.Взрослым не следует менять стиль своего общения с ребёнком, подвергнутым наказанию. Наказание не должно усугубляться бойкотом, суровыми взглядами или постоянным ворчанием.

5.Необходимо остерегаться, чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае, они не приносят ни какой пользы, только нервируют ребёнка, весь детский коллектив.

6.Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок заявляет, что он готов в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок.

7.Каждое наказание нужно строго индивидуализировать.

Шпаргалка для взрослых, или Правила работы с агрессивными детьми:

1.Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.

2.Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3.Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные поступки.

4.Наказание не должно унижать ребёнка.

5.Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6.Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7.Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8.Развивать способность к эмпатии.

9.Расширять поведенческий репертуар ребёнка.

10.Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11.Учить брать ответственность на себя.

Способы выражения (выплескивания) гнева:

  1. Громко спеть любимую песню,
  2. Пометать дротики в мишень,
  3. Попрыгать на скакалке,
  4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции,
  5. Налить в ванну воды, запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом,
  6. Пускать мыльные пузыри,
  7. Устроить «бой» с боксёрской грушей,
  8. Пробежать несколько кругов вокруг дома или участка,
  9. Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей),
  10. Отжаться от пола максимальное количество раз,
  11. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

 

Упражнения для работы с агрессией детей дошкольного возраста.

Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.

Техника «Набивка» – смять в небольшой комочек бумагу и рисовать приёмом «набивка». Обычно движения рисующих «набивкой» резкие, ритмичные, активные. После набивания необходимо с ребенком обсудить данное упражнение, посмотреть какие интересные фигуры получились.

Техника «Салют» – рвать бумагу на мелкие кусочки, которые затем можно подбрасывать, отбиваться от неприятеля или устроить салют, набирая мелкие бумажки и подкидывая их вверх. Рваные кусочки можно использовать для создания коллажей.

Техника «Салют из пены» способствует снятию напряжения, тактильной стимуляции, развитию воображения, гармонизации эмоционального состояния. Необходимо в чашку набрать воды, добавить немного шампуня, и дуть через трубочку в воду. Получаются интересные пенные замки. Детей это очень радует, удивляет.

Техника «Война на листе бумаги». В игру можно играть вдвоем, втроем. Для игры необходим лист А3 или можно соединить листы А 4, карандаши, краски. Играющие садятся друг против друга, схематично рисуют танки, самолеты и другую военную технику. Затем выбирается тот, кто наступает первый и начинается война на листе бумаги со стрельбой, взрывами, ранами. Краски можно использовать как бомбы. Затем, выбрав победителя (естественно это будет ребенок) можно устроить праздничный салют из пены. В пену можно добавлять различные цвета красок.

Работа со свечами. Хороший способ снять напряжение для детей. Для этого необходимо капать свечой на лист бумаги, например, на черный лист, получиться снегопад. Можно создавать различные рисунки с помощью свечей. Затем можно раскрасить полученное творчество, с помощью красок и мыла.

Техника «Мелки – наперегонки» направлена на отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизацию эмоционального состояния. Техника заключается в том, что ребенок в разном темпе делает штрихи на листе.

«Рвание бумаги» – способствует снятию напряжения, отреагирования агрессивных тенденций.

«Бой с подушкой» – способствует отреагированию агрессивности, снижение мышечного и эмоционального напряжения.

Игра «Выбиваем пыль» (для детей с 4 лет). Каждому участнику даётся “пыльная подушка”. Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её “почистить”.

Игра «Детский футбол» (для детей с 4 лет). Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья – обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол. Примечание: взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

Игра «Час «Тишины» и час «Можно» (для детей с 4 лет). Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час “можно”, когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д. Примечание: “часы” можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

Игра «Падающая башня» (для детей с 5 лет). Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа: “А-а-а”, “Ура!” и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.

Примечание:

  • Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.
  • После каждого штурма “болельщики” издают громкие крики одобрения и восхищения: “Молодец!”, “Здорово!”, “Победа!” и т.д.

Игра «Штурм крепости» (для детей с 5 лет). Из попавшихся “под руку” небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т.д. – всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть “пушечное ядро” (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча – “крепость” – не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.

Игра «Ругаемся овощами» (для детей с 5 лет). Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: “Ты – огурец”, “А ты – редиска”, “Ты – морковка”, “А ты – тыква” и т.д.

Примечание: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.

Игра «По кочкам» (для детей с 5 лет). Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие – “лягушки”, живущие на болоте. Вместе на одной “кочке” капризным “лягушкам” тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: “Ква-ква, подвинься!” Если двум “лягушкам” тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в “болото” соседку, и та ищет себе новую “кочку”.

Примечание: взрослый тоже прыгает по “кочкам”. Если между “лягушками” дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.

Игра «Жужа» (для детей с 6 лет). “Жужа” сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. “Жужа” терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за “обидчиками” вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам.

Примечание: взрослый следит за формой выражения “дразнилок”. Они не должны быть обидными и болезненными.

Игра – драматизация «Король – Боровик». Ведущий произносит текст, а дети выполняют движения согласно тексту: «Шел Король – Боровик через лес напрямик. Он грозил кулаком и стучал каблуком. Был  Король – Боровик не в духе: Короля покусали мухи».

Игра с правилами «Воробьиные драки». Дети, присев на корточки и положив руки на колени, изображают воробышков. В такой позе, разбившись на пары, дети-воробьи «дерутся», т.е. толкаются. Тот, кто упал или убрал руки с коленей, – выбывает из игры. Дети, победившие в своей паре, образуют новые пары и продолжают игру до тех пор, пока на выявят самого ловкого «воробья».

Игра «Башня злобы».  Дети стоят в кругу, у каждого кубики, из которых необходимо построить башню. Все по очереди ставят кубики друг на друга по одному, при этом говорят вслух о том, что их раздражает или злит.

– Чем выше башня, тем она неустойчива. То есть чем мы больше злимся, тем больше разрушаем себя, ухудшаем свое здоровье. Злость влияет на нас и вредит нам.

   Упражнение «Кипящий сосуд». Цель: показать детям, каким образом в человеке накапливается гнев и как он может травмировать окружающих и самого человека.

Показ прозрачного сосуда с минеральной газированной водой.

– Сосуд – это человек, а пузырьки – это злость. (Размешивая ложкой газированную воду, количество пузырьков увеличивается). Чем больше в нас злости, тем больше мы вредим себе и окружающим.

Упражнение «Польза и вред злости».

– Скажите, когда злость нам вредит. (Ответы детей).

– Может ли злость быть полезной?

Рассматривание иллюстраций, демонстрирующие пользу злости:

– мальчик вступается за малыша, на которого набрасывается агрессивный ребенок;

– девочка защищает сестренку от лающей собаки и т.д.

Упражнение – изотерапия.

– Разделите лист пополам и нарисуйте: с одной стороны, когда вам злость помогала, а на другой, когда злость мешала. (Обсуждение).

Игра «Моделирование ситуаций». Цель: обучать выходу из конфликтных ситуаций.

  1. «Твой младший брат пролил краски на твою любимую книжку».
  2. « Мальчик мешает рисовать сидящим за столом ребятам. Он то забирает все карандаши, то портит чужие рисунки, черкая в них карандашом. Дети …».
  3. «Ребята увлеченно играют. Ты узнал новую игру и хочешь, чтобы дети поиграли в нее вместе с тобой».
  4. «В детский сад ты принес новую красивую игрушку, дал детям поиграть с ней. Пока ты играл с другими ребятами, твоя новая игрушка сломалась. Ты …».
  5. «Сережа строил из конструктора замок. Постройка радовала его. А в это время неподалеку играет с мячом Павлик. Вдруг мяч полетел прямо на постройку. Замок развалился. Сережа разозлился, он так старался, и вмиг его постройка сломана. Обиженный мальчик лезет в драку». Как бы вы поступили на месте Сережи, Павлика?

 

Конечно, каждый ребенок индивидуален и не похож на своих сверстников. Для одного подходит один воспитательный прием, для другого – другой. И только мы, взрослые, можем подобрать тот самый «ключик» к сердцу каждого ребенка.

 

 

Подготовила:

педагог-психолог Л.В. Караваева

 

Добавить комментарий