Конкурсы для педагогов ТУТ тутконкурс.рф

Советы профессионала. Цвиренко О.Б. Лучшие работы

Работа победителя Второго Всероссийского конкурса “Советы профессионала” – Цвиренко Ольги Борисовны, МБДОУДС № 43 Челябинская область, город Озёрск

Консультация для родителей

«Развитие внимания детей дошкольного возраста».

Скачать (DOC, 43KB)


Внимание – это необходимое качество, которое следует развивать с раннего детства, так оно будет способствовать успешному усвоению нового материала, формированию умения пользоваться уже имеющимися знаниями. Важно научить ребенка сосредоточиваться на предлагаемом материале, в процессе деятельности, быть наблюдательным, уметь ориентироваться в незнакомом материале, распределять внимание. Для любой деятельности особенно ценным качеством является быстрое переключение с одного вида занятий на другое. Поэтому у детей необходимо развивать интеллектуальную активность, устойчивость внимания, увеличивать объем, учить умению самостоятельно концентрировать внимание на выполняемой деятельности.

Свойства внимания

         Внимание – это форма организации познавательной деятельности. Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников. С возрастом, в процессе игры, обучения, общения с взрослым начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения. Произвольное внимание необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо. В процессе обучения, работы могут, возникнут интерес, увлечённость, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего виды внимания – послепроизвольное. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств: объёма, концентрации, распределения, переключения и устойчивостиОбъём внимания определяется количеством однородных предметов,

охватывает сознание ребёнка.  Концентрация внимания – это интенсивность сосредоточения его на одном или нескольких объектах. Распределение внимания – заключается в возможности концентрирования не на одном, а на двух или большем числе различных объектов. Это даёт возможность одновременно совершать нескольких действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания. Переключение внимания – это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Устойчивость внимания – это способность сохранять долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.  Различные свойства внимания – его концентрация, объём, распределение, переключение и устойчивость – в значительной мере независимы друг от друга: внимание хорошее в каком-то одном отношении, может быть не столь совершенным в другом.

«Сколько чего?»

Цель: развитие объёма внимания, зрительное восприятие.

Содержание: Взрослый просить ребёнка осмотреть комнату в квартире и назвать как можно больше имеющихся здесь предметов или их деталей, которые имеют определённый признак, например:

– определённую окраску;

– имеют определённую форму (назвать одну из форм);

– начинаются на звук  «ш» (или другой звук) или оканчиваются на звук «а»;

– сделаны из дерева;

– относятся к одежде (обуви, игрушкам, посуде) и т. п.

«Догони и поймай разные буквы»

Цель: развитие устойчивости, распределения и переключения внимания, зрительное восприятие.

Содержание: Заранее приготовить небольшой текст (газетный, журнальный), желательно с крупными буквами. Инструкция для ребёнка примерно такая: «В каждой строчке зачеркни все буквы И, подчеркни все буквы С и обведи все буквы О».

«Выполни уговор строго»

Цель: развитие распределения внимания, зрительного восприятия.

Содержание: Взрослый становится напротив играющего и договаривается: когда он будет кланяться – ребёнок отворачивается; когда он вытягивает к нему руки – он  скрещивает свои руки на груди; он грозит пальцем – он кланяются ему. Можно придумать варианты своих движений. Постепенно можно увеличивать разнообразие движений.

«Обратный счёт»

Цель: развитие распределения внимания, зрительного восприятие.

Содержание: Посчитай от 10 до1. А теперь посчитай от 10 до 1, выполняя наклоны (или другие физические упражнения: повороты головы, приседания, наклоны и т. п.). Усложнить выполнение этого задания можно за счёт постепенного убыстрения обратного счёта, повышения трудности физических упражнений или обратный счёт от заданного числа.

«Действия с фигурами»

Цель: развитие произвольного внимания, зрительное и слуховое восприятие.

Содержание: Нарисуй в ряд 7 одинаковых кругов (квадратов или др.). Инструкция: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом первый, третий и шестой круги». Если что-то не получилось уменьшить число фигур. Усложнение: увеличение числа фигур, увеличение разнообразия фигур до 3-4 видов, увеличение типов заданий.

 «Повтори»

Цель: развитие устойчивости внимания, слуховое восприятие.

Содержание: Взрослый договаривается с ребёнком, чтобы он повторял за ним любые слова только тогда, когда он произносит: «Повторите!»

– Начали! Повторите: «Лампа».

Ребёнок: Лампа.

– Повторите: «Жираф».

Ребёнок: Жираф.

– Скажите: «Носорог», «Ложка», «Дуб» и т.д.

«Кто как передвигается?»

Цель: развитие способности к переключению внимания, координации  движений, зрительное и слуховое восприятие.

Содержание: Ребёнок должен показать свою наблюдательность, как ходят гуси, слоны; как прыгают лягушки, кенгуру;  как ползают раки, змеи.

«Хлопни в ладоши»

Цель: обучение способности к переключению внимания.

Содержание: Инструкция: «Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь животное – хлопни в ладоши». Стол, книга, туфли, лошадь, стул, дверь, собака, ножницы, собака, жираф, карандаш, туфли, мяч, окно, кошка,  коза, стекло, дом, арбуз, санки, медведь и т. д.

 

Литература

  1. Н.Н Авдеева, М.Г. Елагина, С.Ю. Мещерякова. Психологические основы

формирования личности. – М., 1986.

  1. Л. Н. Блинова. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой

психического развития: Учебное пособие. – М.: Изд – во НЦЭНАС, 2003.

  1. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. Дети с задержкой

психического развития. – М., 1984.

  1. Л.С. Выгодский Основы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983.
  2. А.Р. Лурия. Внимание и память. – М., 1990.
  3. А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. Формирование мотивации учения. –М., 1990.
  4. С. Я. Рубинштейн. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1979.
  5. И. В. Страхов. Воспитание внимания. – М., 1970.
  6. У. В. Ульенкова. Дети с задержкой психического развития. – Н – Новгород,

1994.

  1. С. Г. Шевченко. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно -педагогические аспекты: Метод. Пособие для учителей классов коррекционно– развивающего обучения. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАЛОС, 1999.
  2. С. Г. Шевченко. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей. – Смоленск, 1994.

 

Добавить комментарий