Конкурсы для педагогов ТУТ тутконкурс.рф

п. Цаган Аман, Калмыкия Блог

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Республики Калмыкия

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Юстинский районный Дом детского творчества»


Всероссийский конкурс

«География Большой Страны»

Номинация: культурное наследие

Доброму слову душа радуется, в удобной шапке голове приятно

Зөв үгд седкл хандг, зөв махлад толһа хандг

Подготовила: Эрдниева Диана Юрьевна,
учащаяся 11 класса  МКОУ «Цаганаманская гимназия»,
воспитанница МКОУ ДОД  «Юстинский районный ДДТ»
Руководители: Горяева Галина Эрдниевна, методист ДДТ,
Басангова Валентина Борисовна,
педагог дополнительного образования

Цаган Аман, 2016 год

 

Оглавление

 

Введение………………………..…………………………………………………….

  1. Теоретические исследования………………………………………………… 5

1.1. Разновидности головных уборов калмыков

1.2.  Головной убор и народные приметы

  1. Практические исследования……………………………………………………….8
  2. Выводы …………………………………………………………………………….12

Заключение …………………………………………………………………………… 

Литература, источники……………………………………………………………14

Приложение ………………………………………………………………………….                                                                                            

Головной убор в комплексах традиционной национальной калмыцкой одежды

Хаҗлһ  (хаджилга)

Хазык-махла. Тоорцг

Халвң.  Халмг                            

Хавшт-махла (Камчатка)

Төгрг-махла. Тоорцг.  Җатаг.  Тамша

Зимние шапки

Головные уборы калмыцких священнослужителей

Перечень  национальных калмыцких головных уборов

Анкета и результаты анкетирования

 

 

 

 

 

 

Введение

          Проблема.  Шапка (махла) – обязательный элемент комплекса традиционного национального калмыцкого костюма. У калмыков насчитывалось несколько видов головных уборов, которые имеют свои названия, свои особенности. Насколько сохранилось это разнообразие?  Как  выглядели шапки предков? Различают ли их наши современники? Знают ли их виды и названия? В первой части исследования нами было доказано, что в настоящее время знания  о традиционной национальной калмыцкой одежде среди наших односельчан действительно частично утрачены. Не все считают шапку обязательной частью народного костюма, именно данный результат объясняет актуальность продолжения нашего исследования.

          Гипотеза.  Мы предположили, что появилась необходимость проводить среди населения нашего села работу по возрождению и сохранению знаний о разновидностях головных уборов,   о правилах их  ношения. 

          Цель исследования  – изучить виды традиционных национальных калмыцких головных уборов и  современное  состояние знаний о них среди населения нашего села.

          Задачи исследования.

  1. Изучить материалы о традиционных национальных калмыцких головных уборах.
  2. Провести социологическое исследование.

          Область исследования  – традиционный национальный калмыцкий головной убор.  

          Объект исследования  –  виды калмыцких головных уборов  и знания о национальных шапках среди населения нашего села.

          Район  исследования.  Село Цаган Аман – административный центр  Юстинского района Республики Калмыкия.  Цаган Аман расположен на берегу реки Волга между городами Астрахань и Волгоград. На месте временной ставки калмыцких ханов с 1798  года образовалось оседлое поселение. Название  переводится как «Счастливый берег» или «Белый берег». Белый цвет у калмыков – символ чистоты, благородства.   В начале появления  оседлого поселения здесь насчитывалось   167 жителей.

          Методы  исследования: эмпирические – анкетирование, беседы;

теоретические – анализ результатов  анкетирования; анализ и синтез материалов о традиционном национальном калмыцком головном уборе.

          Краткий обзор литературных источников.

          «Головные уборы как предметы, предназначение которых покрывать самую главную часть тела человека, считались важными атрибутами костюма», – отмечает Э. П. Бакаева  [1. с.111].  Описания и названия традиционных национальных калмыцких головных уборов имеются в материалах второй половины ΧIΧ века  И. А. Житецкого, И. В. Бентковского, П. Н. Небольсина [5, 16,17]. О видах и декоре шапок  приводятся сведения в работах  С. Г. Батыревой, У. Э. Эрдниева, К. Э. Эрендженова, Ж. М.  Буль [2,13,14]. О правилах ношения и хранения шапок у калмыков находим материалы в работах  Э. П. Бакаевой, Т. Н. Джамбиновой, С. З. Ользеевой [1, 4, 8]. В книгах Д. В. Сычёва приводятся  иллюстрации калмыцких костюмов и шапок [9,10]. Все исследователи подчёркивают обязательное присутствие на калмыцких головных уборах красной кисти.  Красная кисть на шапке – этнический маркер ойрат-калмыков – символ солнца [2]. Для шитья шапок чаще использовали ткани жёлтого цвета [16. см. приложение 1].   Предки калмыков проживали на территории Монголии.  «В  Монголии … известно, что одни лишь головные уборы составляют более ста видов – женские, мужские, детские, для духовных лиц, для обрядов, парадные, для повседневного пользования и т.д.» [11. с. 6].  Н. Л. Жуковская отмечает: «У калмыков их известно около 20 видов: мужские, женские, девичьи, особую форму имели головные уборы духовных лиц» [6. с. 14]. И. А. Житецкий в 1884 – 1886 годах, сделал такое наблюдение: «В костюмах все калмыки астраханской степи однообразны, но в шапках заметно  большое разнообразие, и видов шапок довольно много» [5. с. 9].

Результаты теоретического  исследования.

  • Разновидности головных уборов калмыков.

             Калмыцкую шапку «хаджилга» (хаҗлһ)  И. А. Житецкий относит к категории старинных,  потому что «народная память не знает, когда они вошли в употребление.  [5. с.10. см. приложение  2]. В ΧIΧ веке у калмыков хаджилга имела высоту около 17 см.  Имелись сходства и различия  в мужской и женской хаджилге. Околыш из меха утробного ягнёнка на мужской 5-7 см, на женской чуть выше. Тулью  шили из оранжевого или жёлтого сукна на мужской хаджилге  четырёхугольной формы, на женской – круглой. Верх – плоский квадрат из красного сукна шире тульи. Один угол верха сзади   пристёгивался к меховому околышу наглухо. Приподнятый передний угол приходился на середину лба.   В центре верха мужской шапки – пунцовая кисть (зала), женской – широкая красная бахрома из шёлка. У этнической группы хошуты тулья  мужской хаджилги была круглой,  как на женской, но отличалась продольной стёжкой, квадрат верха не пристёгивался к околышу [5,17].  

          В последней четверти ΧIΧ века  хаджилга чаще входила в гардероб пожилых людей [5]. У калмыков в моду стали входить  головные уборы, заимствованные,  по мнению этнографов, у других народов. Одной из самых распространённых  среди калмыков таких шапок  И. А. Житецкий называет  «хазык махла» (киргизская шапка). Калмыцкое название тоорцг-махла  [5. см. приложение 3].   И. А. Житецкий  приводит и другие заимствованные  головные уборы [5]. И. В. Бентковский считал папаху с чёрным околышем из меха ягнят и суконным верхом заимствованной у кавказских народов и имевшей у калмыков название «кабердын-махла» [16]. Уже в ΧIΧ веке появились  у мужчин-калмыков фуражки, позже – у женщин-калмычек  платки [1,3]. 

          Калмыцкие женщины имели в обиходе кроме хаджилги ещё несколько шапок: тамша,  халвң,  үстә халвң , төгрк , «җатаг».      Основу шапки халвң шили из кошмы и  обтягивали тканью. Шапка была двух видов. Женщина, имеющая детей, носила шапку «халвң»  со сплошным околышем из меха. Вид меха зависел от достатка и статуса семьи: соболь, бобёр, выдра или более дешёвые.   Девушки и молодые женщины до рождения первого ребёнка носили  праздничную халвң с раздвоенным околышем [5,16,17, см. приложение 4].  Разрез спереди приходился на середину лба. Квадратный верх обеих шапок в отличие от хаджилги  не плоский, а выпукло-квадратный. Но один угол верха также по традиции приходится на середину лба.  Верх  шапки украшен  широкой шёлковой бахромой [там же]. Бахрому сшивали из квадратных кусочков ткани, по краям которых выдёргивали нитки. Квадраты постепенно уменьшались. «Шелковины, как выдернутые, так и оставшиеся, искусно подобранные и пришитые, не оставляют ни малейшего просвета, но образуют полную, на манер великолепного махрового макового цветка, кисть, пышно спускающуюся сверху чрез дно шапочки, на все её четыре стороны» [16]. 

          На рубеже ΧIΧ-ΧΧ веков, по мнению исследователей, появилась оригинальная  праздничная шапка-пилотка  с золотной вышивкой под названием камчатка, название, считается, пришло из   татарского языка [13, см. приложение 5].  Камчатка имеет  второе, калмыцкое, наименование  – хавштг махла.  Её носили девушки и молодые женщины. Широкое распространение среди калмычек имели невысокие круглые шапочки «тоорцг», как праздничные с вышивкой золотом или бисером, так и повседневные [9,10].  Самой распространённой повседневной женской шапкой И.А. Житецкий называет «томшу»,  круглую по форме и с закругленным верхом: «Околыш чёрный, отрочка широкая внизу и вверху  из  чёрной материи, верхушка жёлтая с пунцовой «зала» [5. с.11. см. приложение 6].

          В качестве зимнего головного убора  исследователи называют  шапку «бүсләч»  (бүшләч)  на войлочной основе с меховым разделённым околышем и суконным верхом. Боковые части околыша связаны лентами [5, 16. см. приложение 7].   П. Н. Небольсин описывает зимнюю  шапку из белого войлока с разрезами по чёрному околышу, это давало возможность, опуская околыш,  защитить лицо, уши, шею от ветра и мороза во время непогоды  [17].                        

Маленькие дети не имели одежду. Подрастая, они постепенно получали предметы костюма  и соответствующую статусу шапку. Так, девочка к 10 годам получала шапочку похожую на феску – тумаш.   Мальчики носили шапочку подобную татарской тюбетейки с 8 лет до юношеского возраста.  Такая шапка шилась из мерлушек или  жёлтого сукна, околыш  из красного сукна обшивался по краю полоской чёрного бархата [16,17. см. приложение 6, 7].                   

          Исследователи отмечают манеру ношения шапок  немного набекрень у девушек, юношей, молодых женщин и молодых мужчин [14,16,17].

          Головные уборы калмыцкого духовенства различают по принадлежности к определённому статусу, подразделяют на повседневные и для торжественных богослужений. Некоторые из них имели те же названия, что и шапки мирян, но несколько отличались по форме [5, с. 49, приложение 8].

  1. Головной убор и народные приметы

            Исследователи отмечают у наших предков существование определённых примет и запретов в отношении к головному убору. Шапку следовало бережно положить на определённое в доме место.  Нельзя отдавать свою  шапку носить другому человеку и пользоваться чужой.   Нельзя было появляться в обществе без головного убора. Нельзя было носить шапку из меха хорька  [1,3,5].    Особое отношение наших предков к шапке связано с почитанием головы и волос. Они  играют важную роль в охране здоровья и жизни человека.  Э. П. Бакаева пишет: «Отнимание головного убора семантически могло быть приравнено к изъятию жизненной силы  [1. с. 111].   «Кража шапки приравнивалась к убийству. У калмыков головной убор считался опредмеченным выражением человека» [там же,  с. 130].           «Глумление над головным убором вызывало  у ойратов суровое общественное порицание, а законы 1640 г. фиксировали факт наказания на государственном уровне», – сообщает Т. Н. Джамбинова [2. с 54].  И далее поясняет, что головной убор с красной кистью у калмыков «со временем стал отождествляться с понятием свободы» [там же].   

Результаты практического исследования

          Чтобы узнать разновидности калмыцких головных уборов и убедиться, что их действительно около 20, мы сравнили сведения о них в работах  исследователей и словарях. И.А. Житецкий  приводит список  названий и изображений 18 шапок [5].  В толковом словаре Г. Ц. Пюрбеева есть 18 названий  [11].   В работе  С.Г Батыревой – 13, У.Э. Эрдниева – 11, К.Э. Эрендженова – 11,  Д.В.  Сычёва – 5 [2,13,14,10].  Сопоставив эти сведения с материалами калмыцко-русского словаря под редакцией Б.Д. Муниева, в итоге мы составили список из тридцати головных уборов, бытовавших  у калмыцкого народа [7, см. приложение 9]. Изображения многих калмыцких шапок нами не найдены ни в музеях, ни в книгах, ни  у жителей села.  

          Изучая материалы исследователей, мы установили, что мужские головные уборы калмыков не украшались вышивкой. Допускалось украсить шов между верхом и тульей шнуром, преимущественно серебряным, реже в цвет золота [5]. Верх мужских шапок тоже могли украсить шнуром или тонкой тесьмой, располагая  их перпендикулярно друг к другу [16]. Подтверждение этого факта мы увидели на меховой шапке, которая принадлежала жителю нашего села Эрднееву Андрею Шаляговичу и сейчас хранится у его сына. Верх шапки сшит из шёлковой ткани чёрного цвета  и декорирован красной тесьмой [см. приложение 3].    На мужской  хаджилге из экспозиции краеведческого музея г. Астрахани  нет никаких вышивок. Там же мы увидели  шапочку мальчика, отделанную тесьмой. Также, сравнив   шапки «бүсләч», не  увидели вышивку  на лентах  мужского варианта этого убора.   Таким образом, на примере этих шапок мы нашли доказательство того, что головные уборы у мужчин-калмыков не декорировались вышивкой [см. приложение 2,6,7].

          А в том, что женские праздничные шапки украшались вышивкой, мы убедились на образцах с экспозиции национального музея имени Н. Пальмова  [14. см. приложение 4,5,6]. Нам была предоставлена возможность рассмотреть шапочку  халвң.  Основа данного образца не войлочная, а из проклеенной ткани. Выпуклая квадратная верхушка выкроена из деталей треугольной формы. На левой стороне околыша вышивка «зег». Фон вышит золотыми нитками в прикреп. На правой стороне – рельефная вышивка с подстилом.

          Как выполнялась калмычками такая золотная вышивка мы наглядно увидели на примере  шапочки «камчатка», которую показали нам  в семье Горяевых [см. приложение 5]. В местах, где золотная нить истёрлась от времени, видно картон  высотой 2 мм. Это подстил. Настил выполнен из хлопчато-бумажного тонкого шнура желтого цвета, который на картон был приклеен. Поверх настила выложена золотная нить. Фон   заполнен вышивкой канителью разного вида.  

          В настоящее время в такой технике работают  мастерицы Леджанова Наталья Павловна и Басангова Валентина Борисовна. Они восстановили приемы выполнения калмыцкой вышивки и изучают технологию пошива национальных головных уборов. Наталья Павловна и Валентина Борисовна – педагоги, передают свой опыт ученикам. Басангова В. Б., наш руководитель, предоставила свою работу для изучения и сравнения  [см. приложение 5].  

          Для определения степени знаний о  калмыцких головных уборах  среди населения нашего села,  мы составили анкету [15. см. приложение 9].     В анкетировании приняло участие 67 человек, различных по образованию, социальному положению. Мы выяснили, что названия  калмыцких шапок знают только 16,4 % опрошенных жителей преимущественно старшего поколения. Только треть респондентов (37, 31%) хорошо знает о значении красной кисти на головных уборах калмыков. Ни в одной возрастной группе не знают более трех наименований традиционных головных уборов.  Большинство респондентов не знают народные приметы и запреты. 41,8 % жителей из числа опрошенных нами считают, что мужские шапки  декорируются вышивкой.

          Кроме анкеты, мы обращались к нашим односельчанам с устными вопросами и в ходе беседы получили интересные для нас сведения. Например, почему наши современники имеют слабые знание о национальных шапках.

          Моя мама Очирова Наталья Сергеевна (1961 г.р.) никогда не носила национальный костюм и не знает ни одного названия калмыцких шапок, кроме общего – махла. Она говорит, что не встречала в повседневной жизни  людей, носивших национальные шапки. Мои бабушка и дедушка, рождённые в начале 30 годов ΧΧ века, также никогда не носили калмыцкие шапки.

         Информант Манжеев С. У. (1952 г.р.) сообщил, что его бабушка постоянно носила маленькую круглую чёрную шапочку из бархата.

          Кокшева Майина Минтеевна (1953 г.р.) хорошо помнит свою бабушку, которая сумела сохранить праздничный  национальный костюм с шапкой халмаг, но не использовала его, так как ходила в одежде европейского типа.  Бабушка умерла в 1985 году. Костюм не сохранился. Сама Майина Мингтеевна надевала в детские годы, когда занималась танцами,  шапку и костюм, сшитый для неё бабушкой,  в повседневной жизни никогда, уже было не принято.   

          Информант Манджиева В. Г. родилась в 1974 году. Её дедушка и бабушка были крещёными калмыками родом из соседнего  села Грачи Астраханской области, переехавшие в Цаган Аман после возвращения из сибирской ссылки. Деда, умершего в 1978 году  в возрасте 60 лет, она не помнит. А бабушка Кулькова Мария Ивановна (в девичестве Семёнова, 1922-2008 г. р.) много рассказывала о своей жизни. Она всегда  носила  одежду европейского типа. В старости  покрывала голову платком, подвязывая его под подбородком.

          Информант        Минькеева Мария Санджигоряевна повязывает платок на затылке. Мария Санджигоряевна родилась в 1933 году, во время депортации калмыков  в Сибирь потеряла родителей и воспитывалась в детском доме, после выпуска проживала рядом со своими односельчанами. Знает, что замужние женщины должны покрывать голову, делает это так, как научили старшие. Также повязывает голову платком мама информанта  Т.Б. Каруевой. Эти сведения подтверждают наблюдение исследователей о манере повязывания  платка, имитирующей  шапку, когда платки вошли в обиход у калмычек [1].   

          Информант Климова Е. И. объяснила происхождение названия двух шапок.  У хаджилги тулья  имеет немного вогнутую форму.  Хаҗлһ от слова хаҗилһлт – искривление.  Шапка бүсләч завязывается тонкими шнурами на затылке и плотно облегает голову, защищая от мороза. Бүсләч от  бүслх – опоясывать. Бүс – по-калмыцки пояс.

          О шапке  халвң/халмаг сведения в источниках разнятся,  и не совсем понятно одна ли это шапка или две её разновидности. Так в толковом словаре халвң – это праздничная шапочка молодой женщины, а  халмаг – праздничный женский убор. В калмыцко-русском словаре приводится только одно название – халвң, определяется как праздничный головной убор молодой калмычки.  Информанты Манжеев С.У. и Каруева Т. Б.  считают, что это одна и та же шапка, имеющая два диалектных названия. А Сергеева Н.Э-Г уверена, что не зря характеризуют халвң как девичью, а халмг – как убор для молодых женщин. Есть различия в их узорах. По таким же признакам  в вышивках  на круглых праздничных шапках определяется их принадлежность девушке или женщине.  А  повседневные круглые шапки, распространённые у калмыков и обычно не украшавшиеся у женщин вышивками, различались по высоте. Мужские были выше женских, шапка юноши выше шапки взрослого мужчины.   Девичья круглая чуть выше женской. У пожилых мужчин и женщин самые низкие круглые шапки. Без шапок не ходили ни женщины, ни мужчины. Эти сведения она получила в своё время от отца Сергеева Э-Г.И. (1925 г.р.).

          Каруева Т. Б. рассказала, что важные дела калмыки начинали в благополучный для этого день. День определяли калмыцкие астрологи – зурхачи по лунному календарю. Изготовление шапки относилось к таким важным делам. Шапку надо было выполнить правильно, чтобы она была удобной, чтобы человек чувствовал себя в ней комфортно.  По завершению работы головной убор очищали огнём, произносили йөрәл – благопожелания. Закрепляли красную кисть. И только после этого шапку начинали носить.  Вместо красной кисти могли закрепить красный лоскуток или красную пуговицу. У калмыков было правило: если видели на земле красный лоскуток или красную нить, то обязательно их поднимали. Красный цвет у наших предков ассоциировался с солнцем, потому, чтобы не прогневить солнце,  выполнять этот обычай. Сейчас об этом мало кто  помнит и тем более соблюдает.

          Наше исследование показало, что видов шапок у калмыков было много, но население сейчас мало знает о  важном предмете национального  костюма.

Выводы

     На основании поставленных задач и проведённых исследований мы пришли к следующим выводам:

– головной убор у калмыков считался важным и обязательным элементом костюма;

–  головному убору калмыки придавали сакральное значение;

–  красная кисть на шапке является этническим маркером ойрат-калмыков;

–  красная кисть на шапке калмыков символизировала солнце;

–  приметы и запреты, связанные с национальными шапками, способствовали воспитанию этических норм поведения;

– праздничные женские головные уборы декорировались национальной традиционной вышивкой;

–   мужские головные уборы калмыков не декорировались вышивкой;

–   мужские национальные шапки могли украшать по швам тонкой тесьмой;

– заимствованные виды шапок свидетельствуют о культурных контактах калмыцкого народа;

– в ΧΧ веке традиционные национальные калмыцкие шапки вышли из повседневного употребления;

– знания о традиционном головном уборе  среди населения нашего села  утрачены значительно;

–  народные приметы и запреты по ношению и хранению головных уборов большинству не знакомы.

Заключение

            Полученные данные  нашего исследования позволяют подтвердить нашу гипотезу.  Действительно, появилась необходимость проводить среди населения нашего села работу по возрождению и сохранению знаний о разновидностях головных уборов,   о правилах их  ношения.                         

            Поставленной цели работы по теме мы достигли. Мы узнали степень знаний о традиционных калмыцких головных уборах среди населения нашего села, узнали для себя много интересного о  шапках.  Мы сами стали разбираться в особенностях национальных головных уборов. Головные уборы знатных калмыков отличались богатством материалов и отделки. Различались шапки молодых и пожилых людей. Нам удалось составить значительный перечень калмыцких национальных уборов,  который заинтересовал работников нашего районного музея, учителей калмыцкого языка.            

            Результаты нашего исследования показывают актуальность данной темы. Материалы работы используются нами на мероприятиях в ДДТ, школе, районном музее. Мы благодарны работнику районного музея Каруевой Т. Б., педагогу ДДТ Манжееву С. У., специалисту РОО Климовой Е. И., учителю начальных классов Сергеевой Н. Э.Г., участникам анкетирования за помощь в наших поисках.  Особо хочется выделить семью Горяевых, доверивших нам шапочку камчатку. По ней нам удалось понять приемы рельефной вышивки, рассмотреть разнообразие мотивов узора, понять технологию пошива.

            Изучение культурного материального наследия калмыцкого народа  нами будет продолжено.

                                    

 

                                                                       

 

 

 

     Литература

 

  • Бакаева Э.П. Одежда в культуре калмыков: традиции и символика / Э. П. Бакаева. – Элиста: ГУ «Издательский дом «Герел», 2008, – 189 с.: ил.
  • Батырева С. Г. Народное декоративно-прикладное искусство калмыков 19-начала 20вв. – Элиста: АОр «НПП «Джангар», 2006 . – 160 с.: ил.
  • Буль Ж.М. Эпос «Джангр» и калмыцкий сценический костюм. – Элиста: Калм.кн. изд-во, 1997. – 80 с. ил.
  • Джамбинова Т. Н. Калмыцкие женщины. – Элиста: ЗАОр «НПП «Джангр», 2007. – 188с.
  • Житецкий И.А. Очерки быта астраханских калмыков. Репринтное воспроизведение издания 1893 года. Ставрополь: краевая типография УИПиКТ, 1991, – 75 с.
  • Калмыки. Сост. проф. Н. Л. Жуковская. – М.: ГОЛОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с. – (Серия «Культурное наследие народов России»).
  • Калмыцко-русский словарь.26000 слов. Под редакцией Б.Д. Муниева. М., Изд. «Русский язык», 1977. 764 стр.
  • Ользеева С.З. Калмыцкие народные традиции (на калмыцком и русском языках). – Элиста: ЗАОр «НПП «Джагар», 2007. – 480 с.
  • Сычёв Д.В. Альбом. Калмыцкое народное искусство. – Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1970, – 112 с.: ил.
  • Сычёв Д.В. Из истории калмыцкого костюма. – Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1973, 166 с.: ил.
  • Пюрбеев Г.Ц. Толковый словарь традиционного быта калмыков. – Элиста: Калм. кн. Изд-во, 1996. – 176 с.: ил.
  • Цултэм Н.  Декоративно-прикладное искусство Монголии. Госиздательство, Улан-Батор, 1987.
  • Эрдниев У.Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки. – 3-е изд., перераб. и доп. – Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1985. – 282 с., ил.
  • Эрендженов К.Э. Золотой родник: О калмыцком народном творчестве, ремёслах и быте. – Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1985. – 61с.                                      
  • http://www.kakprosto.ru/kak-85188-kak-sostavit-anketu-dlya-sociologicheskogo-issledovaniya#ixzz3CSr0jAaL.
  • http://az.lib.ru/b/bentkowskij_i_w/text_1869_odezhda.shtml
  • http://www.kitabhona.org.ua/attachments/nebolsin_kalmyki_hoshout.pdf
  • http://russiahistory.ru/obshhie_predstavleniya_o_manerah_i_obyichayah_v_russkom_gosudarstve_1803_g/

Список информантов

 

 

  1. Горяева Оксана Михайловна, 1976 г.р., специалист Центра занятости населения.
  2. Каруева Тамара Бадмаевна, 1954 г.р, заведующая центром национальной культуры  «Булг»
  3. Климова Елена Ивановна, 1972 г.р., методист Отдела образования

4.Кокшева Майина Мингтеевна, 1953 г.р., пенсионер

  1. Манджиева Виктория Геннадьевна, 1974 г.р., учитель КОУ РК «Ц-АСШИ»
  2. Манжеев Семен Ульянович,1952 г.р., педагог ДО
  3. Минькеева Мария Санджигоряевна, 1933 г.р., пенсионерка
  4. Очирова Наталья Сергеевна,1961 г. р., медсестра Юстинской ЦРБ
  5. Сергеева Надежда Эрдни-Горяевна, 1952 г.р., учитель КОУ РК «Ц-АСШИ»
  6. Эрдниев Василий Андреевич, 1955 г.р., врач-стоматолог Юстинской ЦРБ

Приложение

 

Приложение 1

1 2 3

Головной убор в комплексах традиционной национальной калмыцкой одежды.

Рис. 1. Иллюстрации  из альбома Д.В. Сычёва.  [8].

 Показана обязательность головного убора в традиционном калмыцком костюме и разновидности красной кисти.

4

Рис. 2. Рисунок художника Е. М. Корнеева, (1803 год).

На рисунке у всех жителей поселения верх шапок жёлтого цвета.

Манеры и обычаи в Русском государстве глазами немцев. 1803 г. [18].

 

 

Приложение 2

Хаҗлһ  (хаджилга)

5 6 7

Рис. 1. Иллюстрации из книги Д.В. Сычёва  [9].

8 9

Рис. 2. Иллюстрации из книги С.Г. Батыревой [2].

а) хошоутовская  мужская        б) женская

10Фото с экспозиции Астраханского краеведческого музея.

Хаджилга мужская.

Хаджилга  известна у монгольских народов издревле. «В начале  ΧIII в. в Чингисхановский период мода на высокие шапки с квадратным донышком достигла апогея. Высота женских шапок подобного силуэта достигала 70-80 см. Если судить по уланским киверам, скопированным европейцами с головных уборов воинов монгольской конницы, мужская хаджилга достигала 30 см, а султан или плюмаж делал её ещё выше. Держалась на голове такая шапка с помощью подбородочного ремня»,- пишет Ж. М. Буль, отмечая, что         хаджилга является прародительницей шапки-конфедератки, распространённой в Европе [3, с. 51].

Приложение 3   

                                                               

Хазык-махла. Тоорцг

11 12 13 14Иллюстрации из книги Д.В. Сычёва [9].

Тоорцг на калмыцком языке означает чашечка цветка. Чем она отличалась от хаджилги? При той же высоте  круглая тулья почти полностью закрывалась высоким мерлушковым околышем. Верх  не выступал за границы тульи, был несколько выпуклой квадратной или круглой формы, шился из яркого, но не жёлтого сукна.Ещё  в центре верхушки выделялся кружок (ора), на котором крепилась красная кисть.

15

Фото с экспозиции национального музея имени Н. Пальмова.

16

Тоорцг-махла. Хурсхе –махла.

17

Каракулевая шапка Эрднеева Андрея Шаляговича (1926 – 2003 г.г.).

Шапка сшита по свидетельству его сына Эрднеева Василия Андреевича (1955 г. р.) более 50 лет назад. В ней Андрей Шалягович выступал на концертах художественной самодеятельности. Шапка имеет два названия: хурсхе-махла и тоорцг.

                                                                                                                  

Приложение 4       

 

Халвң.  Халмг

18 19 20Иллюстрации из книги Д.В. Сычёва [9].

 

 

21 22Фото с экспозиции национального музея имени Н. Пальмова.

Одна сторона околыша халвң шире другой. Узкая сторона  околыша украшена  золотной вышивкой. Д. В. Сычёв называет такую технику рельефной вышивкой по подстилу  [9].  Широкая часть околыша вышита орнаментом «зег». Узор означает движение солнца.  В вышивке орнамента «зег»   красочно сочетались все оттенки красного и зеленого с золотом, разделённые чёрной нитью. В другом варианте выполнялось сочетание всей гаммы синего цвета с серебром [там же]. 

Приложение 5                                                                                             

Хавштг-махла (Камчатка)

23 24

Фото с экспозиции национального музея имени Н. Пальмова.

Разновидности узоров национальной рельефной вышивки по подстилу на шапке камчатка.

25Старинная шапка «камчатка» Каруевой Эльзы Очир-Араевны

Шапка изготовлена, по определению специалистов, предположительно в конце ΧIΧ – начале ΧΧ века. Рельефная вышивка по черному бархату выполнена  золотыми нитками и канителью, которые за долгое время уже потускнели.

26

Хавштг-махла.

Современная работа  Басанговой Валентины Борисовны. Выполнена по образцу из музея имени Н. Пальмова.  Год создания  -2014.

 

Приложение 6

Төгрг-махла. Тоорцг.  Җатаг.  Тамша.

27 28 29

 

Тамша. Иллюстрация из книги Д.В. Сычёва [9].

30

Детская тамша.

Фото с экспозиции Астраханского  краеведческого музея.

31 32 33

Варианты праздничных круглых женских и девичьих шапок.

34 35

Фото с экспозиции национального  музея имени Н. Пальмова.

36Шапка тоорцг. Вышивка бисером. Работа Басанговой В. Б. Год создания – 2013.

Вышивка бисером на калмыцких шапках выполнялась в сдержанных тонах.

Приложение 7

Зимние шапки

37 38

Бүшләч

Приложение 8

Головные уборы калмыцких священнослужителей

39 40 41 42 43

Махла шаным.        Джатак.             Хаджилһ.             Бадма махла.            Тоорцг.

 

Приложение 9

 

         Перечень  национальных калмыцких головных уборов.

 

  • Бадма-махла – шапка духовных лиц с жёлтым верхом и восьмилепестковым околышем.
  • Бүсләч – нарядный женский головной убор (из меха ценных пушных   зверьков, с чёрной шёлковой лентой-опояской и четырёхугольным верхом).
  • Бүсләч – зимняя шапка с разрезанным околышем на меху.
  • Данҗһ – объёмный венец с пятью изображениями бурханов для высших духовных лиц.
  • Дерсн тиирцг – летняя шляпа из чакана (тростника).
  • Җатаг (шеным) – лёгкая шапочка красного цвета, без вышивок, со сплющенным верхом (головной убор калмыцких монахов).
  • Җатаг – девичий головной убор с вышитыми узорами и сплющенным верхом.
  • Овада – высокая шапка(которую носили высшие духовные лица).
  • Тамша – круглая плисовая шапочка с закруглённым верхом.
  • Тахья – тюбетейка.
  • Тиирцг – женская шляпа.
  • Төгрк – круглая вышитая золотом женская шапочка из бархата 
  • Томаш (тумаш) – четырёхугольная шапка с богатым узором (головной убор девушек и молодых женщин).
  • Тумрлг – женская шапка с меховой опушкой.
  • Тоорцг – круглая с плоским верхом шапка из черной мерлушки (женская, мужская).
  • Тоорцг – шапка для пожилых гелюнгов круглая низкая плоская с опушкой внизу, с полями на проволоке и восьмиугольной тульей  в верхней части.
  • Тоорцг – женская и девичья шапка из ткани без вышивки или с вышивкой.
  • Үстә халвң – четырёхугольной формы меховой  головной убор с околышем из дорого меха (соболя, бобра, выдры).
  • Хавчг – женский головной убор с вышитыми узорами и сплющенным верхом.
  • Хавштг-махла – камчатка, вышитая бархатная шапка в виде пилотки.
  • Хаҗлһ – четырёхугольная мерлушковая шапка.
  • Хаҗлһ – зимняя невысокая шапка для духовных лиц, с тульей из двух частей: красный низ круглый пуховый, верхняя часть восьмигранная, между ними меховая оторочка.
  • Халвң – праздничный головной убор молодой калмычки.
  • Халмг – праздничный женский головной убор (с различными украшениями и вышитыми узорами).
  • Хулхвч – женская шапка с большими, длинными ушами.
  • Хурсх махла – меховые шапки.
  • Шаныммахла – невысокая шапка с красным околышем и жёлтым верхом для светских и духовных лиц.
  • Шовһр махла – островерхий головной убор.
  • Буулһдг чиктә махла – шапка ушанка.

30.Сарвчта махла – шапка с козырьком.

31.Шармдг махла – шапка с подвёрнутым низом.

 

           Список составлен по результатам  посещения национального музея имени Н. Пальмова, Астраханского краеведческого музея и по  материалам исследователей истории и быта калмыцкого народа с использованием данных словарей.                                               

  Приложение 10

Анкета и результаты анкетирования

Вопрос 1. К какой возрастной категории вы относитесь?   Ваше образование?

 

Возрастная категория  Кол-во респондентов Образование / %
Среднее Средне специальное высшее Ученик Другое
9 -14 10/ 14,9 % 10/ 100
Св. 14-20 10/ 14,9% 5/ 50 5/ 50
Св.20-30 7/   10,4% 3/ 42,9 1/ 14,3 3/ 42,9
Св.30-50 13/ 19,4 1/ 7,7 3/ 23,1 9/ 69,2
Св.60 27/ 40,3 4/ 14,8 7/ 25,9 16/ 59,3
Итого 67/ 100% 13/ 19,4 11/ 16,4 28/ 41,8 15/ 22,4

 

 Вопрос 2 .   Что входило в комплекс мужского/женского костюма?

 

(Графа  махла – шапка).

 

№ группы Возрастная категория Количество

респондентов

Мужской костюм Женский

костюм

Ответ / % Ответ / %
1 9 -14 10 4 / 40 2 / 20
2 Св. 14-20 10 7 / 70 6 / 60
3 Св.20-30 7 4 / 57, 1 4 / 57,1
4 Св.30-50 13 13 / 100 9 / 69,2
5 Св.60 27 26 / 96,3 18 / 66,7
Итого 67 54 / 80,6 39 / 58,2

 

 Шапку в мужской комплекс национальной одежды включают  в среднем 80% респондентов, в женском наряде – чуть больше половины респондентов.  

 

Вопрос 3.  Знаете ли Вы о значении красной кисти на головных уборах?

 

            Кол-во

респондентов

Ответ / %
Да Недостаточно хорошо нет
67 25/37,31 21/31,34 21/31,34

 

Чуть больше трети респондентов  знают о значении красной кисти на шапке.

 

Вопрос 4. Знаете ли вы названия национальных калмыцких шапок?                                         

 

Количество респондентов Ответ / %
Да нет
67 11 / 16,4 56 / 83,6

 

 

Вопрос 5.  Какие вы знаете названия калмыцких шапок?

Напишите, пожалуйста, названия калмыцких шапок.

 

Количество респондентов Хаҗлһ Халвң/халмг Хавшг /камчатк
ответ / % ответ / % ответ / %
67 5 / 7,4 10 /  14,9 11 /  16,4

 

В среднем показатели очень низкие.

Вопрос 6. Какие шапки оформлялись вышивками?

 

Количество респондентов мужские женские
да нет да нет
Ответ / % Ответ / %
67 28 / 41,8 39 / 58,2 67 / 100 0

                                                     

Более  40 % респондентов допускают возможность вышивки мужских шапок у калмыков.

 

Вопрос 7. Знаете ли Вы приметы или запреты, связанные с головными уборами у калмыков?   

 

Количество респондентов Ответ / %
да нет
67 20 / 29,9 •        / 70,1

 

Большинство не знают ничего о народных приметах  и запретах.

 

 

 

Добавить комментарий

Вверх